Версия для слабовидящих
ИСКУССТВО ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ

ИСКУССТВО ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ

help.jpgРеферат статьи Норы Клавер (Nora Klaver, The Art of Asking for Help)
Как часто вам встречались случаи, когда людям, казалось бы, была очень нужна помощь, но они по каким-то причинам отказывались от нее до самого последнего момента, пока не было уже слишком поздно. Или воспринимали обращение за помощью как самые крайние меры. Согласно исследованию, проведенному автором статьи в 2007 году в Чикаго, 44% опрошенных руководителей утверждают, что они никогда бы не обратились за помощью за исключением тех случаев, когда иного выхода уже нет. Более того, 70% респондентов признались, что «хотели обратиться за помощью на прошлой неделе, но не сделали этого». Автор статьи выделяет некоторые возможные последствия такого поведения:
• рост издержек;
• снижение эффективности командной работы;
• общее снижение производительности;
• ограничение других в развитии; • ослабление связей между членами команды;
• ожидания, далекие от реальности;
• снижение доверия.

Обращение за помощью – это последнее, что многие из нас хотят делать. Вместо этого мы пытаемся работать с двойным усердием, засиживаемся на работе допоздна, а в результате, когда у нас ничего не получается, мы прибегаем к последней возможности – обращаемся за помощью. И все же, почему мы так оттягиваем этот момент, почему ждем так долго? Независимость – это примета времени, в наши дни обращение за помощью воспринимается как негативно окрашенный поступок. Но причина, говорит автор статьи, кроется несколько глубже. Это – страх. Разные страхи мешают нам обратиться за помощью.

Во-первых, страх отстранения. Он связан со страхом отказа, но гораздо глубже его. Мы все боимся отлучения от семьи, друзей, работы. В голове человека отказ в помощи ассоциируется с неприятием самого человека и отлучением его от коллектива, с потерей работы.

Второй очень серьезный наш страх – это страх признать поражение и потерять контроль над ситуацией. Многие руководители привыкли держать под контролем не только результат работы, но и сам процесс. И если они обратятся за помощью к своей команде, им неизбежно придется ослабить контроль. Также многие руководители боятся и не хотят быть обязанными кому-то чем-то, что тоже является причиной их молчания, когда им нужна помощь.

И последний страх – это стыд, страх выглядеть слабым, некомпетентным руководителем. Более 55% опрошенных автором в ходе упомянутого выше исследования руководителей отметили, что боятся этого.
Автор подчеркивает, что отказываясь от помощи, мы, наоборот, воплощаем все наши страхи в жизнь. Что можно сделать для того, чтобы избежать такой плачевной ситуации? Необходимо создать в компании атмосферу взаимовыручки. Как это сделать?

Автор статьи дает свои рекомендации:

1. Посмотрите на помощь в другом ракурсе.
Автор предлагает провести лингвистический анализ английского слова «help» («помощь»). Как выяснилось, у него очень мало синонимов. Все это происходит потому, что людям настолько не нравится использовать это слово, что нет нужды придумывать к нему синонимы. На самом же деле слово «помощь» – это очень сильное слово, оно вызывает у окружающих эмоции доброты, симпатии, сопереживания. Оно говорит, что вы открыты для окружающих. Те, кто просит о помощи, трезво оценивают свои возможности и открыты для советов и помощи команды. Необходимо донести эту мысль до коллектива, ведь чем комфортнее мы себя чувствуем, прося о помощи, тем более благосклонны к нам будут окружающие.

2. Вознаграждайте обращения за помощью.
Во многих компаниях существует традиция отмечать как успехи, так и поражения. Такой же принцип должен быть применим и в рассматриваемой ситуации. Вознаграждайте не только тех, кто помог, но и тех, кто обратился за помощью. На собраниях говорите о том, что та помощь, которая нужна определенному человеку, нужна и всей команде, отмечайте храбрость людей, решившихся обратится за помощью.

3. Культивируйте атмосферу небезразличия.
Научите людей быть внимательными к окружающим. Обращайте внимание, когда кто-то выглядит усталым или изможденным, следите за количеством больничных или отгулов. Расспрашивайте работников об их состоянии и вслушивайтесь в ответы. Совпадают ли эмоции и слова? Если человек говорит, что захвачен и восторжен предстоящим проектом, но при этом в его голосе вы слышите усталость и отстраненность, то мы имеем дело с невысказанной потребностью в помощи.

4. Посчитайте цену отказа от просьбы о помощи.
В следующий раз, когда кто-то будет тянуть с просьбой о помощи до последнего, посчитайте, чего это будет стоить компании и поделитесь данными с коллегами. Постарайтесь донести до них, что чем дольше они будут тянуть, тем дороже это обойдется компании.

5. Следите за собой.
Вспомните, когда к вам в последний раз обращались за помощью. Как вы отреагировали? Помогли ли вы человеку? А может быть, вы его наказали? Вы, как лидер, должны подавать пример, поэтому будьте честны с собой и, если необходимо, измените свое поведение согласно новой идеологии.

6. Сделайте помощь темой собраний.
Внесите соответствующий пункт «просьбы о помощи» в повестку дня на совещании. Научитесь относиться к этому как к нормальному явлению и научите остальных.

7. Спланируйте помощь.
Разберитесь, какая именно помощь вам нужна, подумайте, как донести это до окружающих. Напишите на листочке, что вам требуется и пусть каждый, кто хочет помочь напишет, что он может сделать. Разберитесь с вашим помощником, когда именно он должен помогать, чем именно, и когда ему стоит остановиться.

8. Посмейтесь над собой.
Очень часто бывает, что проблема, с которой работник не может справиться, не очень серьезная, но в его глазах из-за страха она приобретает колоссальные размеры. Это ухудшает ситуацию и осложняет задачу. Не бойтесь посмеяться над собой и над своей проблемой и люди к вам потянутся.

9. Будьте командой, а не конкурентами.
Это сделает вас гораздо сильнее. Более дружелюбная обстановка в компании и атмосфера взаимовыручки, несомненно, поможет вашему бизнесу пойти в гору. Если вы создадите такую атмосферу в своей компании, то сможете избежать ситуаций, когда приходится решать серьезные проблемы в последний момент. Вы станете настоящей командой, единым целым. Темы: HRM , Лидерство


Возврат к списку


Огромное преимущество программы состоит в возможности применять бизнес-модели курса непосредственно в своей профессиональной деятельности. Полный текст
Воронкина Ирина Founder, CEO
Подписка на новости