Версия для слабовидящих
В мире сетевых организаций

В мире сетевых организаций

Marketing.jpgРеферат статьи Амита Макхерджи

Cовременная экономическая система – мир сетевых организаций. За последние пятнадцать лет взаимозависимость компаний, представляющих самые разные отрасли производства, приобрела глобальный характер, причем часто связи носят настолько непрямой характер, что сама организация не вполне отдает себе отчет в том, насколько она своими действиями влияет на других агентов и экономику в целом.

Автор статьи отмечает, что согласно исследованиям каждые несколько десятилетий в экономиках мира происходят эпохальные изменения. Главной чертой современного «великого перелома» можно считать саму систему сетевых организаций, выведшую капитализм на качественно новый уровень развития. Для компаний, достигших сетевого этапа, характерна близкая связь с другими компаниями, производящими запчасти или сопутствующие товары, наличие дочерних предприятий, специализирующихся на отдельных отраслях производства и перекрестное владение пакетами акций.

Сетевая система организации предполагает значительно более высокий уровень доверия между компаниями и более жесткие требования к уровню образования сотрудников. По мнению автора, в эпоху глобальных изменений могут выжить только предприятия, руководство которых способно понять новые веяния и приспособиться к ним, поскольку использование старых подходов в новых условиях обычно приводит к кризису, а затем и краху компании. Переход к организации экономики на основе сетей обеспечил бурное развитие и значительный технологический скачок на рубеже тысячелетий, но он привел также к усложнению финансово-экономической системы мира. Дело в том, что одна из основных проблем сетевой экономики напрямую вытекает из ее сильной стороны – глобальной взаимозависимости. В современной экономике даже небольшая проблема может перерасти в масштабный кризис, который по принципу домино будет обрушивать все новые компании. Другим отрицательным качеством сетевой системы, по мнению автора, является, с одной стороны, обезличивание, а с другой – ожесточение конкуренции, поскольку сейчас за влияние на рынке борются сети, а не отдельные предприятия. Впрочем, в случае рыночного противостояния выигрывать будет, как правило, сетевая организация, как более эффективная и обеспечивающая большую выгоду участникам.

Для быстрейшего и менее болезненного перехода к сетевой системе автор рекомендует ориентироваться на четыре принципа.

Во-первых, следует включать в стандартные исполнительские процедуры возможность их изменения сотрудниками и решения возникающих проблем на месте.

Во-вторых, разрабатывать стратегии, предполагающие максимально тесное взаимодействие сотрудничающих компаний.

В-третьих, ценить свой и внешний опыт развития, то есть знать, что работало у коллег и конкурентов, а что – нет.

В-четвертых, использовать технологии, предполагающие возможность взаимодействия и приспособления к новой экономической системе. Переход к сетевой схеме работы на текущем этапе занимает меньше времени, чем раньше, однако в любом случае потребуются годы для осуществления таких изменений. Принципы, изложенные автором, являются не инструкциями, а, скорее, общими рекомендациями по реформированию компании. Максимальный эффект от них будет достигаться в случае одновременной, а не последовательной реализации – они дополняют друг друга. Кроме того, важнейшим элементом сетевого мышления менеджера автор считает анализ влияния действий компании, в первую очередь, на организации-партнеры, а не на саму себя.

Лидерам следует помнить о необходимости вовлекать персонал в процесс трансформации организации в рассматриваемом здесь направлении. Одним из ключевых шагов, отмечает автор статьи, может стать визуализация представления сетевого положения компании, создание понятной всем сотрудниками схемы, иллюстрирующей как внешние партнерские сети, так и внутреннюю систему связей. Также необходимо донести до сотрудников всю важность грамотного формирования и использования их собственных сетей связей (в первую очередь, профессиональных). Наконец, лидер должен сам быть примером для сотрудников, поэтому стоит в первую очередь сконцентрировать усилия на изменении персональных линий поведения.

Автор представленной статьи также приводит список вопросов, ответы на которые следует получить лидеру, намеревающемуся трансформировать свою организацию (осуществить переход к сетевой системе взаимодействия), чтобы обеспечить успешную реализацию четырех указанных принципов в рамках всей организации или ее подразделения. Темы: Стратегический арсенал


Возврат к списку


Скидка 10% при оплате до 15 декабря 2015
Самый большой стереотип, который приходится в себе менять, ломать, это то, что есть правильные решения. Полный текст
Никифоров Юрий Директор по развитию
Европейский диплом и аккредитация
Программа для думающих о развитии своей компании
Подписка на новости
Управление проектами AFW