Версия для слабовидящих
Обратный Факторинг, или Финансирование Цепочки Поставок

Обратный Факторинг, или Финансирование Цепочки Поставок

Cepothka.jpgРеферат статьи Ральфа Сейферта и Дениэля Сейферта

Авторы статьи разбирают альтернативную схему управления оплатой поставок – обратный факторинг, или финансирование цепочки поставок (Reverse Factoring or Supply Chain Finance). Обратный факторинг – это инновационный способ организации поставок, ориентированный на покупателя, а не на поставщика, и позволяющий, по словам авторов, заметно сократить оборотный капитал. В чем разница между обычным и обратным факторингом?
Факторинг – это операция по продаже (переуступке) дебиторской задолженности перед поставщиком компании-фактору, осуществляемая с целью немедленного получения денежных средств и обеспечения ликвидности. Обычно, компании-фактору передается портфель задолженностей, что связано с дополнительными рисками и необходимостью тщательного анализа положения каждого должника. Обратный факторинг является, по утверждению авторов, менее дорогой схемой обеспечения ликвидности для поставщика. Во-первых, обратный факторинг ориентирован на покупателя и, соответственно, снижается трудоемкость анализа информации о должниках, что позволяет снизить стоимость операции. Во-вторых, так как покупателями часто оказываются компании, осуществляющие инвестиционную деятельность, риск существенно снижается и появляется возможность снизить процентные ставки. В-третьих, благодаря активному участию потребителей, компания-фактор получает более точную информацию и имеет возможность скорее высвободить средства.
Вкратце, схема обратного факторинга выглядит так. Покупатель отправляет заказ поставщику и уведомляет факторинговую компанию (обычно в роли фактора выступает банк). Далее, поставщик предоставляет соответствующие документы компании-фактору, которая проводит проверку и уведомляет покупателя. Покупатель соглашается или не соглашается с условиями, о чем поставщик получает уведомление. Если поставщик запрашивает оплату без отсрочки, фактор кредитует его счет. При наступлении срока платежа, фактор дебетует счет покупателя.
Однако, говорят авторы, схема финансирования цепочки поставок не получила должного распространения, что они связывают в первую очередь с отсутствием уверенности в ее преимуществах и надежности. IMD совместно с Supply Chain Magazine провели исследование, в котором приняли участие руководители компаний из 55 стран мира. Согласно результатам этих исследований, в компаниях, применявших схему обратного факторинга, наблюдалось сокращение оборотного капитала в среднем на 13%. Поставщикам обратный факторинг обеспечил сокращение оборотного капитала в среднем на 14%. Эффективное использование схемы финансирования цепочки поставок предполагает применение специального ПО, инвестиции в которое, согласно расчетам исследователей, многократно окупаются в первый же год использования.
Кроме того, обратный факторинг имеет еще и такие положительные моменты, как стандартизация условий оплаты (отметили 57% респондентов), улучшение отношений с потребителями (52% респондентов), улучшение процессов, охватывающих размещение заказов, закупки, приемку, платеж и учет товаров и услуг (68% респондентов), улучшение цепочки процессов от заказа до оплаты товара (14% респондентов), а также, от регистрации до отчетности (14% респондентов ).
Любое изменение, как бы прекрасно оно ни было на уровне идеи, должно быть правильно воплощено в жизнь, чтобы принести ожидаемые положительные изменения. Авторы выделяют три основных фактора, отвечающих за успех введения системы финансирования цепочки поставок.
Согласно опросу, ключевым фактором успеха является выбор банка-партнера. Важно обращать внимание на то, какую территорию охватывает банк, на его компетентность в юридических аспектах, на его финансовые возможности и потенциал.
Вторым важнейшим фактором является внутренняя поддержка. Согласно исследованиям, реализация новых проектов проходит почти в два раза более успешно, если она проходит под контролем CEO (chief executive officer – исполнительный директор) компании, а не CFO (chief financial officer – финансовый директор). Конечно, финансовый отдел должен принимать непосредственное участие в поддержке нововведений, но весь процесс реализации новых идей должен быть под личным контролем высшего руководства, так как именно эти люди имеют влияние на заинтересованные стороны, в особенности – на поставщиков.
Третьим ключевым фактором, влияющим на успех, является заинтересованность поставщика. Авторы подчеркивают, что поставщиков бывает довольно сложно убедить принимать участие в программах, построенных по принципу обратного факторинга. Многие поставщики попросту не понимают этой системы и предпочитают не связываться с непонятными им вещами. Руководителям стоит внимательно относится к тому, каких поставщиков включать в первую волну, а каких вводить в программу после обкатки.
Вопреки ожиданиям авторов, исследование показало, что состав команды проекта введения системы финансирования цепочки поставок и количество вовлеченных отделов не имеют особенного значения в процессе реализации. Наиболее успешные программы реализации включают в себя либо пять отделов (финансовый, отдел снабжения, отдел логистики, IT-отдел и юридический отдел) либо два (финансовый отдел и отдел снабжения).
Правильное понимание и соблюдение этих условий – задача довольно сложная и занимает много времени. Это одна из причин, почему компании медленно принимают описанный инструмент. Однако, отмечают в заключение авторы статьи, возможность решения насущной задачи сокращения оборотного капитала делает игру стоящей свеч. Темы: Стратегический арсенал


Возврат к списку


Скидка 10% при оплате до 15 декабря 2015
Обучение по программе МВА оказалось самым рентабельным инвестиционным
проектом в моей жизни. Полный текст
Андреев Никита Feedstock Trader
Европейский диплом и аккредитация
Программа для думающих о развитии своей компании
Подписка на новости
Управление проектами AFW