Версия для слабовидящих
Отличие бизнес-образования от «небизнес»

Отличие бизнес-образования от «небизнес»

Борис Федоров, ректор Открытой Школы Бизнесаfbl (1).JPG

Бизнес­ образование Согласно Закону РФ «Об образовании» учебные учреждения вправе самостоятельно утверждать и реализовывать образовательные программы [1]. Соответственно, многие учебные заведения, пользуясь своим правом, реализуют различные программы, которые они связывают с «бизнес образованием», при этом весьма вольно трактуя само понятие.

Традиционно не принято спорить о словах, считается, что спорить о словах – занятие малопродуктивное. Легче обратиться к словарю и узнать готовое, точное значение слова – «определение». Однако в различных толковых словарях можно найти различное толкование этого словосочетания. А использование поисковиков в сети интернет поможет получить многие миллионы ссылок. Среди столь большого многообразия можно найти и множество толкований, причем часто противоречивых. Чему верить? Декарт предлагал уточнить значение каждого слова, чтобы избегнуть половины заблуждений. Собственно, определения и нужны, для того чтобы сказать нечто определенное, и пока нет иного, постараемся дать некое рабочее значение словосочетанию «бизнес образование».

1. Бизнес – это дело, которым занимается человек. Заметим, не работа «за зарплату», а дело – самостоятельное, осуществляемое на свой риск. Причем, что важно, не выполнение отдельной функции, а дело целиком .

2. Образование. С пониманием значения этого слова и проще, и сложнее. Проще – можно заглянуть, например, в закон «Об образовании» и прочитать: «образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения…». А по существу? Что означает существительное «образование»? Образование. Производное от слова «образ». Второе значение слова относится к процессу образования чего-то нового, того, чего не было. В целом получается «образование образа бизнеса». А если в процессе бизнес образования образ дела не образуется – имеем дело с без­образным – «без­образным» образованием. При этом не следует полагать, что процессу «образования образа бизнеса» чуждо обучение или воспитание. Конечно, бизнес образование включает в себя и обучение, и воспитание. Например, тема этичности бизнеса весьма актуальна. Бизнес­образование, по своей сути, является профессиональным образованием, однако, имеет существенные отличия, например, от традиционного профессионального образования. На бизнес образование можно смотреть,как на: • явление; • процесс; • результат.

Бизнес­ образование как явление

В России это сравнительно молодая и интенсивно развивающаяся отрасль, находящаяся еще только в стадии становления. При этом отсутствует некое устоявшееся понимание самого понятия «бизнес образование». А это позволяет относить к бизнес образованию очень разнообразные виды образовательной деятельности, и тренинги, и высшее профессиональное образование по специальностям «менеджмент», «экономика», «маркетинг» и многое иное.

Бизнес ­образование как образовательный процесс

Закон РФ «Об образовании» определяет «образование» как «целенаправленный процесс». Обычно бизнес – коллективное занятие, которым занимаются не только исключительно собственники бизнеса. В управлении и развитии бизнеса активную роль играют и люди, не являющиеся собственниками, например, менеджеры. Соответственно, бизнес образование не следует рассматривать как процесс, предназначенный исключительно для предпринимателей, занимающихся собственным бизнесом. При этом крайне важно то, что бизнес – это дело целиком, а не его отдельная функция. Соответственно, закономерно ожидать, что обучать будут бизнесу. Например, как бизнесом управлять, развивать и т.д. И даже в том случае, когда в образовательном процессе акцент делается на функциях, процесс не должен сводиться к ним. Конечно, многие частные задачи могут решаться специалистами. Однако если эти специалисты, решая задачи бизнеса, станут их решать в отрыве от понимания потребностей бизнеса, весьма сомнительно, что решение будет для этого бизнеса полезным.

Бизнес ­образование как результат образовательного процесса

Закон РФ «Об образовании» определяет, что результатом целенаправленного процесса является достижение гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Несмотря на то, что «образование – это то, что у вас останется, когда вы забудете все, чему учились» , все же, наверное, диплом о высшем образовании не может являться единственным результатом образовательного процесса. В РФ имеется перечень [3] направлений высшего профессионального образования, и для каждого направления / специальности которые перечислены в списке, существуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. В перечне имеется лишь одно направление, содержащие в своем наименовании слово «бизнес», – «бизнес информатика». А бизнес образование, как некое самостоятельное направление профессионального образования, не упоминается. Иными словами, бизнес образование в РФ официально находится вне рамок правового поля. Ранее уже упоминалось, что бизнес образование – это создание нового образа бизнеса. А у кого этот образ образовывается? У человека, человека бизнеса. Результатом является новый взгляд на бизнес, которым занимается человек, его новое понимание своей роли и задач в этом бизнесе, своей деятельности, направленной на управление бизнесом. При этом есть еще немаловажная деталь. Управление, как и иная профессиональная деятельность, может быть представлено некой технологией. Например, технологией принятия решений, технологией разрешения проблемных ситуаций и т.д. Вот человек и научается некоему новому технологическому репертуару. Для примера, если упрощенно, человек от принятия решения на останове 3х «П» («Пол», «Палец», «Потолок») переходит к технологии принятия решений на основе 4х «Р» (Product, Price, Place, Promotion).

Отличие бизнес – образования от «небизнес»

«Высшее образование», согласно Закону РФ «Об образовании», является высшим профессиональным образованием. В России это образование обычно отожествляется с обучением на программах бакалавриата и магистратуры, а также подготовки специалистов. Аналогом этому образованию на Западе является Undergraduate (basic) Education, Bachelor Graduate, Master of Science, Master of Art. Иногда для такого образования на Западе используется обобщающее понятие General Education (GenEd). Бизнес­ образование – сравнительно новое для России явление. Однако все четче начинают проявляться его отличия от традиционного подхода к получению высшего образования. Длительное время люди обучались в Университетах, этаких обителях, изолированных от житейской суеты. Так устроено традиционное обучение и образование уже многие сотни лет, начиная с тех стародавних времен, когда уже стало требоваться много образованных людей, а печатный станок еще не изобрели.

Книги переписывали вручную, и они были очень дороги. Требовалась экономически приемлемая поточная система обучения. Выход нашли в создании университетов и чтении лекций преподавателями в больших аудиториях, студенты сами выступали в роли «переписчиков» – писали для себя конспекты – некое подобие книг. Самый простой способ учить – это читать лекции, а затем приглашать студентов задавать вопросы и устраивать обсуждения. Традиционно процесс получения образования ассоциируется с изучением предметов (дисциплин) и посещением лекций, которые читают преподаватели. Заметим, что именно такая традиционная «очная форма» обучения до сих пор многими считается наиболее качественной, но, может быть, это лишь дань традиции? Столь ли хорош метод «кусочка мела и разговоров» для развития умения управлять бизнесом? Надо отдать должное, не все преподаватели склонны подменять обучение бизнесу лишь рассказами о нем. Бизнес­педагоги, не мудрствуя лукаво, взяли на вооружение опыт своих коллег, обучающих точным наукам. Те давно используют различные лабораторные работы для изучения законов природы, максимально удаляясь от реальных условий самой природы. Дабы все лишние внешние воздействия не «портили» эксперимент. Да и сами эти науки занимаются выявлением неких закономерностей, так называемых «законов природы», в условиях лабораторий, искусственно созданных условиях с минимизацией воздействия внешних условий.

Вспомним, например, про «свободное падение тела…». Свободное, от чего? От воздействия внешних условий! В ряде случаев обучение отдельным функциям бизнеса построено в полном отрыве от самого бизнеса. Например, при таком подходе маркетинг становится не инструментом развития бизнеса, а его статьей затрат. Весьма популярным является и использование различных имитаторов, например, кейсов, деловых игр и т.д. Имитация бизнеса, или игра в него, стала особенно популярной с тех пор, как появились компьютеры, способные обрабатывать большие объемы данных. Из студентов формируют команды, которые должны принимать решения о ценах и производстве в рамках «квартала», соревнуясь за прибыль и долю рынка. Иногда игры используются как системообразующий элемент программы, предназначенный для связывания воедино различных курсов программы МВА. Примером тому могут служить итоговые (выпускные) работы программ МВА во многих отечественных (и не только) учебных заведениях. Иногда курсы, использующие имитаторы, именуют курсами «по менеджменту». Это потому, что студенты играют в менеджеров и обычно придумывают себе титулы управляющих высшего звена, «принимающих» стратегические решения. Учебные заведения гордо называют такой подход «обучение действием». Конечно, это «обучение действием» лишь условно можно связывать с «бизнес образованием» или подготовкой профессиональных менеджеров. То, что такие притязания вообще декларируются, свидетельствует, скорее, о том, как далеки эти учебные заведения от реальной практики управления. Игра в управление – еще не управление. Управление связано с: Принятием решений. При решении «игрушечной» задачи и решения «игрушечные». Человек не «внутри» проблемной ситуации, проблемная ситуация не оказывает на него воздействия. Человек находится снаружи и смотрит на ситуацию извне, с позиции стороннего наблюдателя, консультанта. Советы его – это советы болельщика, сидящего на трибуне стадиона, и не стоит это называть тренировкой полевых игроков. Ответственностью за принятые решения. Ее невозможно испытать в учебной аудитории при решении учебной задачи. Человек в жизни-­то не нес ответственности за принятые им решений. И даже если в жизни имел опыт, так в жизни отвечал, например, своими деньгами, а в аудитории чем? Весьма интересно бывает в ситуации, когда «взрослые дяди» – менеджеры­ практики – попадают в ситуацию, отличную от учебной игры, и пытаются реально помочь коллеге с разбором его ситуации, не «игрушечной», а реальной. Сразу изменяются ролевые, «игрушечных» рекомендаций уже не услышать. Почему? Ответ прост – никто не хочет в компании себе подобных выглядеть «болтуном». При разборе ситуации из реального бизнеса и ролевые иные, и иная ответственность «за базар». «Если понять природу деловой игры, ей можно найти достойное место в школе бизнеса. Например, в качестве эффективного способа научиться применять концепции бухгалтерского учета или для иллюстрации концепций маркетинга, финансов и операций. В этом отношении деловая игра – действительно краеугольный камень, и именно для материала программ МВА. Но она не учит управлению». [2] Различные образовательные технологии позволяют достичь разных результатов. Во многие учебные заведения пришел прогресс, стали широко использоваться напечатанные книги, теперь есть возможность изучать тексты с экранов компьютеров, однако лекции и их тиражирование авторучкой так и остались весьма популярной технологией во многих учебных заведениях. Если преподаватель сказал что­то, учащиеся должны это помнить (по крайней мере, до конца экзаменов). Так традиционно уже много веков «заполняют пустые сосуды», называемые студентами. Уж так повелось, что в учебные заведения люди приходили за знаниями. При этом часто «знания» отождествлялись с «информацией», которую люди и получали. Отсюда и метафора – «сосуд», заполняемый информацией. Соответственно, поскольку контроль «наполненности сосуда» – экзамен – проводился после прочтения лекций, важным было еще и не «расплескать» содержимое «сосуда» до получения оценки. Если студент осваивал технологию «заполнения и донесения до преподавателя содержимого сосуда», отличная успеваемость и «красный диплом» были обеспечены. При этом считалось, и часто считается до сих пор, что если «сосуд наполнен знаниями» – образование получено. Причем, например, в России качество полученного образования определяется не только «наполненностью сосуда», а и тем, насколько то, что наполняет «сосуд», соответствует государственному стандарту. При таком подходе технология получения образования – наполнения «сосуда» – сводится к технологии транслирования информации. На этом даже классификация основана. Например, сохранилась технология face to face – непосредственно лекционное транслирование от преподавателя к студенту. Более позднее изобретение – correspondence – с использованием «переписки», включая печатные издания, письменные работы студентов и т.д. При этой технологии преподаватель уже не «сказитель», а «писатель». И студент уже не «не слушатель» или «переписчик», как в технологии face to face, а «читатель» и «писатель» своих эссе, контрольных и экзаменационных работ и т.д. В то же время, заметим, сколь распространено в отечественных школах бизнеса слово «слушатель» (например, программы МВА). И, наконец, самая «свежеиспеченная» технология транслирования – e-learning. Иногда, для справедливости, технология действительно включает некоторые элементы, не только «наполняющие сосуд», но и развивающие некие навыки. Кроме, конечно, навыка чтения с экрана. С электронной технологией трансляции информации весьма часто отождествляют «дистанционную» технологию обучения или образования. Путаница в этих понятиях огромная. Например, «дистанционная» технология обучения или образования обычно включает в себя все три способа транслирования информации. И «живое общение» face to face, и использование книг, рабочих тетрадей, письменных работ и т.д. И, кроме этого, также широко используются электронные средства передачи информации и коммуникации. Сейчас даже появилась тенденция «внести ясность» – придумали новое наименование «blended learning». Собственно, сейчас, наверное, очень редко можно найти учебное заведение, в котором доминирует лишь одна технология, как для «чистого» транслирования информации, так и для обучения, включающего развитие тех или иных навыков. Дистанционное обучение, образование – это совсем о другом, это о том, что Минцберг называет переносом процесса из «гетто учебных заведений» в «реальный мир». Когда образовательный процесс осуществляется не в отрыве от бизнеса, и не параллельно бизнесу, как это происходит при «безотрывных формах» отечественного образования. Почему важно учебный процесс соединить с реальным опытом обучающегося? Так уж устроена голова взрослого человека, что имеет отличия от «сосуда». И эти отличия в том, что в голову человека, обычно попадает и задерживается то, что человек считает важным, интересным, значительным и т.д. А на основании чего человек осуществляет эту селекцию «важно – неважно»? Оказывается, на основании прежнего опыта. Если, например, человек в жизни уже сталкивался с некой проблемой, ему, обычно, бывает интересно узнать каким образом ее можно разрешить или как с такой проблемой справлялись другие люди и т.п.

Если же человек не обладает своим опытом, предполагается, что он ориентируется на опыт преподавателя, дескать, «учитель» знает. Допустим. А если учитель сам бизнесом никогда не занимался, а изучал лишь его теорию? Может быть, учитель классный теоретик, великолепно знающий теорию, однако, так уж случилось, что ему самому в реальном бизнесе не приходилось участвовать. Может ли этот человек помочь студенту научиться использовать некую теорию на практике? Более того, если учитель и был, например, ранее в реальном бизнесе, а потом решил заняться преподаванием. Можно ли всецело полагаться на его опыт? Простой пример. Бизнес существует в условиях кризиса, и, наверное, студентам интересно знать, как «рулить» при кризисе. А нынешний преподаватель стал таковым, когда экономика была не подъеме, и «нашествия» кризиса никто не ожидал. В этой ситуации, столь ли велика польза от опыта преподавателя в его прежней жизни? А разве не бывает так, что «самое большое удовольствие доставляет самая бесполезная информация»? Для любителей лекций есть совет: не путайте форму подачи информации с ценностью этой информации для вас лично. Иной раз лектор так интересно рассказывает…

Время – ресурс!

Управление предполагает не только поддержание стабильного и неизменного состояния, но и проведение тех или иных изменений. Более того, даже для поддержания стабильности при переменных условиях внешней среды также необходимо проводить изменения. А для проведения изменений требуется ресурс – время. Для того чтобы перевести систему из одного состояния в другое, требуется время. Слова про ускоряющийся темп жизни, про нехватку времени и т.д., можно услышать так часто, что к ним уже привыкли, как к обыденности. У многих руководителей в арсенале средств имеется прием «это надо было сделать еще вчера». Иногда, желание достичь результата мгновенно доходит до абсурда, вроде желания получить ребенка, еще не зачав его. Весьма распространен подход, когда время, которое необходимо для проведения изменения, назначается, исходя из того времени, которое определяется желанием иметь готовый результат, а не из реальной возможности его достижения.

Часто определение времени основывается на «хотении», а не на реальной потребности во времени, как необходимом ресурсе для реализации возможности осуществить изменение. Многим же хочется все и сразу. Если в механике мерой инертности тела является его масса, то при проведении изменения сознания – со–ЗНАНИЯ – мерой инертности, является развитие способности иначе мыслить и иначе делать. Ведь если мы сегодня делаем так же, как вчера, почему мы ожидаем другого результата? Можно утверждать, что любое, сколь­-либо значительное изменение, в первую очередь, – результат изменения нашего соЗНАНИЯ. В процессе обучения человек выстраивает некую новую конструкцию знания, понимания, своего представления – а это изменение, которое требует усилий самого человека и времени. Конечно, есть методики, позволяющие проводить изменения быстрее, однако всегда имеются ограничения. Даже если, например, человеку, испытывающему жажду, предоставить возможность пить из пожарного шланга, он будет пить с той скоростью, с которой он может, а не с той, с которой она будет подаваться по шлангу. Так же и с возможностью воспринимать новое, иное. «Самая крепкая крепость – это человеческая голова» (К.Маркс). Вернемся к сравнению обучающегося с «сосудом», который наполняется в процессе обучения. Может, пустой сосуд, в котором ничего не было, можно наполнить быстрее, чем поменять содержимое полного? Наполнение сосуда – эта метафора взята из педагогики, имеющей дело с обучением детей, что называется «с нуля». А у взрослых людей уже есть опыт работы в реальном бизнесе. Разве это «пустой сосуд»? С опытом, который уже имеется, крайне важно обращаться очень бережно. Часто сравнивают программы МВА по продолжительности обучения. Например, одни – полгода, а другие – четыре. И при выборе программы основной аргумент: «мне надо быстро». А что надо быстро получить? «Корочку»? Изменить самого себя?

Повысить ROI, отдачу на вложенные в обучение инвестиции? Недавно в России произошла катастрофа на электростанции. Оказалось, что менеджеры заботились об увеличении прибыли, и игнорировали физические возможности энергоустановки – вот она и «взорвалась», почему-то. Хотелось бы предостеречь, что может «взорваться» и голова, если игнорировать свои собственные физиологические возможности. Ведь когда хотят выровнять зубы, например, для коррекции прикуса – ставят брекеты и терпеливо ждут, а не рихтуют зубы молотком, как помятое крыло автомобиля. Неужели зубы больше жалко, чем собственный мозг? Правда, имеет место и подход, связанный с упрощением. Выбрать программу попроще, зато «быструю». Такое, конечно, возможно. Но и в этом случае речь идет о времени, как о необходимом ресурсе. Необходимом, «чтобы построить интересную конструкцию». И в этом случае первичным является то, что представляет интерес, – «конструкция, которую хочется выстроить», та задача, которую хочется решить посредством обучения на программе МВА. При этом крайне важно этот интерес корректно сформулировать, а не обманывать самого себя. Чтобы понять, насколько возможно реально получить этот желаемый «интерес», хорошо бы понимать реальность процессов изменений, а не ориентироваться на мифы. Например, работодателю, как правило, требуются средства производства для реального бизнеса, а не ваша натренированность в решении кейсов. Реальный бизнес отличается от кейсов так же, как семейная жизнь от игры в «дочки – матери».

Время – деньги!

А имеется ли способ выиграть время? Да – есть. Например, необходимо в единицу времени выполнять больше полезной работы. В полной мере это относится и к образованию. Образовательные технологии, которые используются различными учебными заведениями, весьма различны. Так, например, прослушивание лекций и написание конспектов вручную менее производительно, чем типографский способ производства. Время, затрачиваемое на посещение плановых занятий – это чистое время. Но не стоит забывать и время, необходимое для поездки на эти занятия. При вечерней форме обучения требуется ездить на занятия 3-4 раза в неделю. Использование универсальных учебников менее эффективно, чем специальных учебных пособий. Получение консультаций тогда, когда «дорога ложка к обеду», а не когда очередная консультация «по плану», позволяет существенно повысить производительность труда.

Есть масса технологических нюансов, позволяющих достигать большего результата и затрачивать при этом меньшее время. Однако кроме повышения производительности имеется и иной способ достигать существенно большего результата. Например, вы хотите быстрее двигаться по карьерной лестнице? Вы считаете, что этому способствует окончание программы МВА. Однако реально работодателю не только ваш документ интересен, ему еще и ваш опыт небезразличен. Есть программы, на которых можно учиться и одновременно продолжать накапливать опыт работы в реальном бизнесе. «Безотрывные» формы обучения известны давно. Однако, при выборе той или иной программы, хорошо бы обратить внимание на то, как взаимосвязаны процессы работы и обучения. Эти процессы параллельны или совмещены? Например, днем работаем, а вечером учимся. При этом днем решаем реальные проблемы, а вечером изучаем теорию, решаем кейсы и т.д. Или вечером в качестве учебного задания решаем свои реальные проблемы, имеющие место днем. Имеет смысл выбирать ту программу, обучение на которой идет не параллельно с работой, а совмещено с ней. Когда для обучения используются не чужие ситуации в виде кейсов, а те ситуации, которые лично вам приходится разрешать. Может быть, неумение разрешать именно эти проблемные ситуации, с которыми вы реально сталкиваетесь, и является тормозом в вашем карьерном росте? Еще одно обстоятельство, на которое имеет смысл обратить внимание, если речь пошла о карьере. Для карьерного развития человека обычно одного желания этого человека недостаточно. Многое может зависеть и от «желания» работодателя. Допустим, что человек в процессе обучения научился разрешать реальные проблемы, имеющие место в его организации. Но как об этом узнает его работодатель? Если обучение совмещено с практической деятельностью человека в реальной организации и происходит на «примере» разрешения реальных практических проблем, можно дважды продавать результаты.

Результатом учебной деятельности являются новые знания, понимание, навыки. Для получения «зачета» в учебном заведении необходимо продемонстрировать их наличие. А что мешает эти же знания, понимание и навыки продемонстрировать своему работодателю? Возможно, что текст доклада, предназначенного для работодателя, потребуется видоизменить в соответствии с его потребностями. Однако если вы в учебной работе выявили причины реальной проблемы, имеющей место в вашей организации, и нашли уместный способ разрешения проблемной ситуации, выработали рекомендации – это и есть основное, самое ценное. Может быть, имеет смысл поделиться этой ценностью и с работодателем? Может не стоит изображать из себя «секретного агента», который знает, но не скажет, умеет, но не покажет, и при этом ждать, что работодатель сам догадается о том, что вы уже фактически можете самостоятельно находить способы разрешения проблемных ситуаций? Иными словами, обучение и развитие собственного опыта посредством поиска способов разрешения реальных проблемных ситуаций позволяет совместить построение карьеры с собственным обучением и выиграть время. Не единичны случаи, когда люди, совмещая свое обучение с реальной деятельностью, окупают свои инвестиции в свое обучение, еще не закончив программы. Правда, при этом необходимо определиться, для чего вы обучаетесь. Если обучаетесь, чтобы не только знать и уметь, но и быть реальным менеджером в реальной организации, способным разрешать реальные проблемы реального бизнеса – вы им и будете. А если обучаетесь «для себя», и умеете и знаете, но не применяете это в своей деятельности, стоит ли ожидать, что работодатель узнает о ваших способностях и воздаст вам за ваши труды? Если хотите иметь результат, делайте не только «вещи правильно», делайте и «правильные вещи». Источники и ссылки 1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1. 2. Минцберг, Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА. Жесткий взгляд на мягкую практику управления и систему подготовки менеджеров. М: Олимп Бизнес, 2008. 3. Минобрнауки России, Приказ № 4 от 12 января 2005 г. «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования». http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_05/m4.html 4. Друкер, П. О профессиональном менеджменте: о профессии менеджера. М.: Вильямс, 2005. Темы: HRM , Стратегический арсенал


Возврат к списку


Основы управления компанией
Я теперь воспринимаю все вопросы, связанные с ведением бизнеса достаточно целостно. Полный текст
Кузнецов Валерий Руководитель сервисной службы
Управление проектами AFW
Европейский диплом и аккредитация
Подписка на новости