Версия для слабовидящих
Руководство лидера по переходу на новую должность

Руководство лидера по переходу на новую должность

new-life.jpgРеферат статьи Роберта Брюса Шоу и Майкла Чайеса

Центральным вопросом, рассматриваемым в представленной статье, является переход руководителя в новую компанию или подразделение, возникающие при этом проблемы и пути их решения. Приход нового лидера в компанию обычно означает появление новых перспектив и энергии, направленных на решение проблем и трудностей компании, а также появление возможностей для развития самого лидера. Особенно высок потенциал развития руководителя в стрессовых и новых для него ситуациях, которые требуют от него более широкого спектра лидерских качеств или совершенно нового их набора.

Согласно исследованиям, более 75% лидеров испытывают трудности при переходе на новую должность, так как им приходится работать в непривычных условиях, решать проблемы, с которыми они раньше не сталкивались. Им приходится получать и усваивать большое количество информации о клиентах, продукции, рынках и т. д., а также выстраивать отношения с новым коллективом. Чтобы облегчить процесс перехода на новую должность, авторы статьи рекомендуют разделить его на четыре этапа и выделяют основные вопросы, ответы на которые помогут лидеру занять прочную позицию.

I. Изучение

Эта стадия продолжается в течение первых 30-60 дней, основная задача заключается в понимании организации, принципов ее работы и людей.

Что вам нужно узнать и как это сделать? Большинство новых руководителей стараются как можно скорее перейти к активным действиям, тем самым пытаясь доказать свою состоятельность на новой должности. Однако авторы статьи уверены, что в первые месяцы работы у руководителей появляется больше вопросов, чем ответов. Задача лидера на начальном этапе работы — задавать «правильные» вопросы «правильным» людям, собирая, таким образом, необходимую информацию об организации. В связи с этим авторы статьи предлагают несколько советов, которые могут помочь руководителю в первые месяцы работы:

• Определите области, в которых ваши знания недостаточны. Обычно это знания в области стратегии (например, нынешний стратегический и производственный план, анализ финансового состояния конкурентов), техники и бизнеса (например, используемые и внедряемые технологии), знания о рынке и о клиентах (например, о ключевых, самых крупных клиентах или о новых развивающихся рынках), знания об организации (например, ее история, структура, протекающие в ней процессы), знания о сотрудниках (например, о членах команды лидеров, о сотрудниках, обладающих высоким потенциалом).

• Определите, как лучше заполнить пробелы в знаниях. Большинство руководителей получают информацию через практику (например, встречаясь с клиентами) или при помощи целенаправленных презентаций (например, консультируясь с внутренними специалистами разных направлений). Полезно определить людей, хорошо разбирающихся в определенных сферах деятельности компании, к которым вы сможете обратиться за советом и необходимой информацией.

• Определите, что вам будет необходимо изучить в дальнейшем. Этот список будет увеличиваться по мере того, как вы будете узнавать больше о компании и о вашей роли в ней. Обычно это те области, которые играют решающую роль в успехе компании (например, успехи на определенном рынке), или те области, которые отличаются недостаточной производительностью (например, небольшая линейка продукции). Это также могут быть области, которые, как вам показалось на первый взгляд, вы достаточно хорошо изучили, но на практике выяснилось, что вам необходима дополнительная информация о них.

• Составляйте некий конспект, резюме того, что вы узнали. Отмечайте неожиданные для вас моменты, а также те вопросы, которые пока остались без ответа. Задача в том, чтобы делать некоторые выводы, но при этом не давать поспешных ответов и не принимать необдуманных решений до тех пор, пока вы полностью не разобрались в ситуации.

Чем ваша новая роль отличается от предыдущих и какую уникальную ценность вы можете привнести на этом месте? Многие лидеры тратят слишком мало времени на то, чтобы изучить свою новую роль в организации, и понять, что от них требуется в новой роли. Они считают, что их старый подход к работе, который привел их к повышению, будет эффективен и в новой должности. Однако это не всегда так, ведь каждая работа имеет свою специфику и свои требования. Авторы предлагают три шага, которые помогут новым лидерам понять свою роль в организации:

• Определите, чем ваша новая роль отличается от предыдущих. Не стоит экстраполировать ваши знания о предыдущей работе на новую. Определение вашей новой роли должно соотноситься с нуждами бизнеса и уникальными, оправданными вкладами в работу компании, которые можете обеспечить только вы или только человек на вашей позиции.

• Определите две или три области, которые будут для вас приоритетными. Не обязательно делать это сразу, но вы должны четко их определить в течение нескольких месяцев. Это те области, которые, как вы считаете, играют самую важную роль в успехе компании в долгосрочной перспективе.

• Определите аспекты новой роли, которые будут создавать для вас наибольшие трудности. Причины могут быть разные — это и недостаток опыта, и недостаток способностей, и даже отсутствие интереса. Определите, как вы будете справляться с этими проблемами, — развивая в себе необходимые навыки или, возможно, нанимая сотрудников, обладающих необходимыми вам навыками.

Каково наследие вашего предшественника и как оно отразится на вас? Вас в любом случае будут сравнивать с вашим предшественником. Новый лидер должен, как минимум, учитывать положительные аспекты работы предшествующего руководителя, которые можно использовать в работе, и те, которые необходимо изменить. Ниже приведен список того, что нужно сделать новому руководителю в отношении его предшественника в организации:

• Определите, что ваш предшественник делал особенно хорошо. Также определите недостатки вашего предшественника как лидера. Вам необходимо определить, каким образом его или ее лидерский стиль отразился на работе, культуре организации и на ваших сотрудниках и как он повлиял на их требования к вам как к руководителю.

• Сравните себя с вашим предшественником. Для того чтобы вам было проще, определите, чем вы отличаетесь от вашего предшественника, некоторые из этих отличий определят ваши дальнейшие действия. Важно обезличить это сравнение, то есть воспринимать себя и предшественника с точки зрения потребностей организации на данном этапе ее развития.

Какие уроки следует вынести из ваших или чьих-­либо прошлых назначений на новые должности?

• Подумайте о ваших прошлых переходах с должности на должность. Уделите время размышлениям над тем, какие выводы можно сделать из вашего личного опыта — в том числе определите, какие методы оказались эффективными на начальном этапе работы, а какие нет.

• Определите, чему стоит поучиться из опыта окружающих. Понаблюдайте за тем, как другие люди вели себя при переходе на новую должность, проанализируйте, что они сделали правильно, а где ошиблись.

• Определите, какие техники и методы работы подходят в вашей конкретной ситуации. Соотнесите ваши наблюдения с конкретной ситуацией и должностью и выделите наиболее уместные техники, которые могли бы быть вам полезны.

II. Обозначение границ

Эта стадия продолжается в течение 30-60 дней после окончания первого этапа, основная задача заключается в определении того, каким вы видите настоящее компании и каким вы хотите видеть ее будущее, а также в ­налаживании диалога с сотрудниками для построения общего видения.

Каковы самые главные области, на которых следует сосредоточиться в ближайшие 12 месяцев? После того как лидер получает достаточно информации об организации, он должен сформировать свою точку зрения относительно того, какие направления деятельности компании наиболее важны для нее и на каких из них необходимо сконцентрировать основную массу усилий. Также необходимо определить, каким образом лидер будет получать необходимую поддержку своих действий. В дальнейшем он должен согласовывать работу в каждой из приоритетных областей таким образом, чтобы не перегружать организацию. Более того, каждый новый руководитель должен воодушевлять окружающих разрабатывать и воплощать в жизнь общий план действий. В общем можно сказать, что лидер должен направлять действия команды, но при этом оставаться открытым к изменению своего видения, которое еще только сформировалось и находится в расплывчатом состоянии. Как не сбиться с выбранного пути? Авторы предлагают несколько рекомендаций по этому поводу:

• Определите три или четыре области, на которых стоит сконцентрировать внимание в ближайшие 6 месяцев. Также определите, сколько примерно времени вам понадобится, для того чтобы добиться желаемых результатов в этих областях.

• Определите людей, которых необходимо будет привлечь для испытания на прочность и совершенствования вашего плана. Этот список должен включать как тех, кто занимает более высокое положение в иерархии компании, так и простых сотрудников.

• Определите, как ваша команда будет следить за прогрессом в каждой из приоритетных областей (например, как часто этот прогресс будет отслеживаться, какие данные будут использоваться для определения успеха и т. д.)

• Периодически возвращайтесь к своему плану и при необходимости вносите в него коррективы (например, если изменились обстоятельства или вы получили какую-­либо дополнительную информацию, которая изменила ваш взгляд на ситуацию).

Как окружающие будут оценивать вас (какие параметры они будут использовать, какие проверки вы будете проходить)? Успешный переход на новую должность возможен лишь тогда, когда лидер не просто удовлетворяет краткосрочные потребности компании, но и, благодаря своим уникальным способностям и качествам, обеспечивает успех и процветание компании в долгосрочной перспективе. Назначение руководителя высокого уровня — это всегда событие, за которым пристально следят сотрудники компании, они оценивают, насколько он подходит для данной должности. В такой ситуации ошибки лидера на раннем этапе работы могут подорвать авторитет даже самого талантливого руководителя. Как определить, по каким критериям вас будут оценивать в конкретной компании на конкретной должности?

• Выясните ожидания основных групп заинтересованных лиц (например, вашего непосредственного начальника, ваших клиентов, прямых подчиненных, других членов организации и т. д.) и используйте эти знания, чтобы стать успешным лидером, оправдав их ожидания. Сосредоточьтесь также и на том, что вы считаете важным. При этом нужно привести ваше видение в соответствии с видением ваших коллег.

• Определите несколько основных критериев оценки вашего успеха и что они подразумевают в контексте вашей деятельности и ваших планов перехода на данную должность.

III. Достижение результатов

Этот этап продолжается в оставшуюся часть первого года работы, основная задача заключается в четком объяснении вашего плана сотрудникам, адаптации его под потребности организации, условия, в которых она существует, и контроле над его исполнением.

Какие из ваших лидерских качеств помогут вам при переходе на новую должность, а какие могут помешать? Ваша задача как руководителя — определить, какие качества и какой стиль поведения нужен для вашей новой роли в компании, а не просто считать, что то, что сработало в прошлый раз, сработает и сейчас. Авторы статьи предлагают несколько рекомендаций относительно того, как адекватно оценить свои возможности, свои сильные и слабые стороны:

• Определите два или три ваших преимущества, которые будут особенно важны на вашей новой работе. Подумайте, как максимально эффективно использовать эти ваши качества.

• Подумайте, какие ваши лидерские качества могут послужить причиной проблем на новой должности.

• Найдите людей, которые смогут честно вам рассказать, насколько хорошо вы справляетесь в той или иной области.

Как собрать команду, необходимую для реализации вашего плана на новой должности? Новый руководитель должен работать над долгосрочным видением, и в то же время он должен понимать, какие изменения необходимы команде, для того чтобы максимально эффективно воплотить это видение в жизнь (потенциальные назначения на новые должности, продвижение талантливых сотрудников и увольнение не соответствующих требованиям компании сотрудников):

• Определите, есть ли в вашей команде талантливые сотрудники и продвигайте их соответственно вашей стратегии, работайте как на стратегическом, так и на операционном уровне.

• Определите те изменения, которые вы бы хотели произвести в вашей команде в течение ближайших 12—18 месяцев.

• Определите, какие сотрудники нуждаются в дополнительном обучении и в каких областях.

Каковы потенциальные деструкторы для вас и вашей команды? Каждый руководитель имеет некий список факторов, которые ограничивают его воздействие на успех организации в новой должности, мешают ему работать. Как определить эти факторы?

• Определите факторы, которые могут поставить под угрозу ваш успех или успех вашей организации.

• Выделите самые опасные факторы и подумайте, как с ними бороться, какие превентивные действия следует предпринять, чтобы минимизировать или исключить риск.

• Периодически обсуждайте со своей командой состояние и опасность ключевых угроз и те действия, которые предпринимаются, чтобы избежать опасности.



IV. Построение отношений

Этот этап длится весь первый год работы лидера и заключается в построении правильных взаимоотношений со всеми заинтересованными лицами, получении необходимой поддержки и создания прочной и эффективной команды.

Каковы ваши внутренние и внешние группы влияния и как вы будете с ними взаимодействовать? Определение логики и границ ваших формальных полномочий и власти является ключом к успеху на новой должности. Многие руководители бывают очень удивлены, узнав, что обладают недостаточными полномочиями, чтобы воплотить в жизнь свои планы. Для того чтобы руководителю было легче определить свои полномочия и воплощать свои планы в жизнь, он должен заручиться поддержкой групп заинтересованных лиц, учитывать их нужды и требования. Ниже приведены вопросы, ответы на которые помогут выстроить необходимые взаимоотношения:

• Определите основные группы влияния (4 или 5, это могут быть как группы лиц, так и отдельные работники) с которыми вам необходимо выстроить взаимоотношения. Почему именно эти группы так важны?

• Какие действия вы предпримете для построения партнерских отношений с этими людьми в первые 6 месяцев? Как вы будете оценивать ваш успех со временем?

• Каковы составляющие вашего коммуникационного плана? Какие группы (внутренние или внешние) нуждаются в общении с вами и какие темы вы должны раскрыть? Что нужно узнать от них вам?

Смена должности — серьезный вызов для лидера. Необходимо проявлять как уверенность в действиях, так и готовность проявить гибкость в подходах к работе и принятию решений. Новая позиция обязательно предполагает уникальные условия ведения деятельности и здесь невозможно просто использовать прошлый успешный опыт. Однако осознаваемая необходимость изменять себя создает возможность развития, основная ценность которого — способность решать все более сложные и интересные управленческие задачи. Темы: Лидерство


Возврат к списку


Мы очень интенсивно работаем над программами развития навыков сотрудников, повышения их компетентности. Полный текст
Каменецкий Владимир Генеральный директор
Подписка на новости