Потребительские инновации — новая парадигма развития

Потребительские инновации — новая парадигма развития

marketing222_0.jpgРеферат статьи Эрика фон Хиппеля, Сусуму Огава и Йерун де Йонг

Долгое время считалось, что основными участниками инновационного процесса являются организации, а потребители — лишь пассивные реципиенты, которые покупают предлагаемые им продукты. Однако многочисленные исследования показывают, что сегодня эта парадигма безнадежно устарела — потребители стали мощным источником инновационных идей.

Потребительские инновации представляют собой совершенно бесплатный запас идей исходного материала для инновационного процесса в самых разнообразных областях. Новая парадигма инновационного развития, в которой потребитель играет центральную роль, предполагает три фазы развития рынков инновационных продуктов:

Фаза 1. Изначально рынок инновационных продуктов и услуг всегда очень мал и характеризуется высокой неопределенностью, поскольку неизвестно, будет ли пользоваться спросом новый продукт или услуга. Производители не любят такие рынки, так как понимают, что они требуют серьезных вложений, прежде чем начнут приносить прибыль. В результате потребителю часто самому приходится создавать новые нужные им продукты, так как их необходимость не всегда сразу становится очевидна произво­дителю.

Фаза 2. Согласно исследованиям, большинство созданных потребителями инноваций представляют интерес лишь для их создателей. Но некоторые все же имеют больший потенциал. Благодаря свободному доступу, другие потребители могут копировать новые продукты, совершенствовать их. Если такое происходит — это сигнал для производителей, что новый продукт может иметь успех на рынке. Таким образом, потребитель не только выступает в роли создателя инноваций, но и обеспечивает производителя маркетинговыми исследованиями.

Фаза 3. Производители понимают, что потребность в некотором инновационном продукте достигла определенного объема, и начинают использовать идею. Более мелкие производители обычно делают это раньше, так как работают на меньших по объему рынках. Некоторые из таких предприятий — стартапы, основанные самими потребителями — создателями инноваций. Более крупные производители вступают в игру позже, зачастую путем поглощения первых, мелких компаний. В этом случае изначальный продукт, как правило, подвергается определенным усовершенствованиям.

Что означает появление новой инновационной парадигмы для потребителей и производителей?

1. Для потребителей, создающих инновации. Что касается первой фазы — создания продукта, разработки дизайна, идеи — потребители должны понимать, что они создают что­-то новое, важное. За осознанием этого следует чувство ответственности. Во-­вторых, новаторы должны понимать, что гораздо проще создавать что­-то новое, если это что­то нужно конкретно им. В­-третьих, сегодня стало очень легко воплотить свою идею в жизнь. Существует множество компаний, которые могут произвести какой­-либо продукт в хорошем качестве и по разумной цене даже в единственном экземпляре. Также существует большое количество возможностей для распространения своей идеи, например, в Интернете существует много специализированных сайтов, на которых можно публиковать информацию о своих изобретениях.

2. Для предпринимателей. Третья фаза подразумевает принятие решения о коммерциализации инновации при наличии признаков спроса. В число потенциальных производителей входят и сами создатели инноваций и потребители, которые скопировали данную инновацию для себя. Хорошая новость для потребителей заключается в том, что сегодня им гораздо проще перейти в разряд производителей. Для этого им даже не обязательно уходить с основной работы. Весь процесс производства и дистрибуции можно отдать на аутсорсинг.

3. Для уже существующих компаний. Компании­-производители должны преобразовать системы создания продуктов таким образом, чтобы они могли эффективно принимать и совершенствовать инновационные идеи, создаваемые потребителями. Важно научиться видеть перспективные идеи потребителей. Для этого существуют различные инструменты — например, создание потребительских интернет­-сообществ или проведение конкурсов на лучшую инновационную идею. Важно также научить сотрудников инновационных отделов компании относиться к идеям потребителей с должным уважением.

Авторы дают следующие рекомендации компаниям, желающим использовать поток потребительских инновационных идей:

• Поддерживайте потребительские инновации. Создавайте максимально открытый к модификациям интерфейс продуктов, создавайте инструменты, позволяющие совершенствовать ваш продукт, а также поддерживайте различные сообщества, где потребители могут делиться идеями и обсуждать их.

• Стремитесь к созданию взаимовыгодных отношений с потенциальными новаторами. Выясните, что потребители ­ создатели инноваций хотели бы получить взамен той выгоды, которую получите вы от их идеи.

• Если ваша компания решает производить товар, созданный потребителем, не забудьте признать его заслуги. Многие потребители­-новаторы чрезвычайно ценят, если компания не скрывает, что именно их идея послужила основой для создания данного продукта. Темы: Маркетинг , Инновации


Возврат к списку


Экспертные продажи
Я опять понимаю, что опять ничего не знаю. И поэтому постоянное стремление к развитию. Полный текст
Белобородов Антон Директор
Тренинг для тренеров
Управление запасами
Подписка на новости