Версия для слабовидящих
о В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ Статья. Взгляните на жизнь глазами сотрудников

Взгляните на жизнь глазами сотрудников

Vzglyad.jpgРеферат статьи Джулиана Биркиншоу, Вилы Роллинс и Стефано Таркони

Львиная доля литературы по менеджменту и лидерству основывается на интервью, взятых у конкретных руководителей, в которых они рассказывают о своих взглядах и подходах к управлению. В резюме — советы авторов, адресованные менеджерам, о том, как начать работать лучше. Но основная задача менеджера — управлять. И управлять людьми!

Представленная статья основана на результатах исследования, в рамках которого авторы провели более 50 интервью с сотрудниками различных компаний, а также более 200 анкетных опросов — авторы пытались поставить в центр менеджмента наемного сотрудника, а не руководителя, и с этой точки зрения изучить вопросы мотивации, вовлеченности, возникающие проблемы. А также отношения с непосредственными начальниками и их роль в формировании рабочей обстановки. В результате, авторы утвердились во мнении, что эффективный менеджер при работе с людьми должен придерживаться личностно­ориентированного подхода. Данный подход начинается с глубокого понимания мировоззрения сотрудников. При этом менеджер может увидеть их сильные стороны, поддержать в стремлениях, помочь преодолеть страх. Результатом такого подхода станет возможность достижения персональных целей и целей компании каждым сотрудником.

Чего хотят сотрудники?

Важными и ценными параметрами деятельности большинство сотрудников считают следующие:

• ответственность за что­то важное;

• высокий уровень свободы в достижении результата;

• возможность учиться и развиваться;

• хороший коллектив;

• признание заслуг в работе.

Эти параметры выделили и операторы станков, и работники отелей, и системные администраторы, и другие. В то же время финансовая составляющая и тяжесть труда практически не упоминались.

Чего они боятся?

Мотивировать и заинтересовать сотрудников можно также через устранение негативных впечатлений от работы. Дальновидный менеджер постарается не только элиминировать негатив, но и привнести позитивные изменения в жизнь подчиненных. Список основных страхов, проблем и разочарований работников включает семь позиций (по убыванию значимости):

• отсутствие возможностей для личностного роста;

• боязнь не оправдать доверие;

• беспокойство, связанное со стрессом на работе;

• недовольство неэффективностью процессов;

• боязнь «не вписаться»;

• обеспокоенность неопределенностью и переменами;

• боязнь сокращения.

Для того чтобы успешно «работать» с иерархией страхов, важно выяснить, какие проблемы подчиненных решаются наиболее просто и быстро. Более тонкий момент — то, что беспокоит подчиненных, может указывать и на их общую жизненную ситуацию. С каждым конкретным человеком следует решать конкретную проблему. Но не стоит пытаться решить все проблемы в жизни сотрудника. Иерархия страхов, в данном случае, относится только к проблемам на работе.

Хороший / плохой начальник

Проведенные опросы сотрудников компаний выявили качества, которыми обладают «хорошие» и «плохие» начальники (см. таблицу 1):

Таблица 1. Качества, проявляемые начальниками

Хороший

Плохой

• дает интересные поручения;

• создает рабочее пространство;

• оказывает поддержку;

• признает заслуги;

• не боится принимать жесткие решения.

• ставит размытые цели;

• копается в мелочах, вмешивается в работу;

• сосредоточен только на своей работе;

• не дает обратной связи;

• ставит в неловкое положение.



Но осознание своих отрицательных сторон еще не делает плохого начальника хорошим. Для этого ему потребуется преодолеть некоторые управленческие барьеры:

• Управлять сложнее, чем может показаться. Здесь главное соблюсти баланс. Поставленная задача должна быть сложной, но выполнимой. И свободы действий для нее должно хватать, но не быть в излишке. Также следует помнить, что каждый человек индивидуален. Его личность не ограничивается набором навыков. Требуется дифференцированный подход.

• Приоритеты и ограниченное время. Для продуктивной работы должна быть обеспечена обратная связь начальника с каждым подчиненным. Чем больше подчиненных, тем сложнее ее установить и поддерживать, поскольку частые командировки, работа с начальниками других отделов и владельцами отнимают много времени. И это в нормальных условиях, не говоря уже про кризис.

• Неинтуитивное поведение. Ученые доказали, что люди в большей или меньшей степени эгоистичны, склонны к контролю и риску — это происходит интуитивно. От руководителя требуется избегать крайностей, не поддаваться эмоциональным порывам, то есть постоянно следить за собой.

Управленческая работа нелегка. Для совершенствования в ней авторы рекомендуют начать с трех шагов.

I. Цели и реализация

Смотрите на вещи глазами подчиненных. Для этого потребуются следующие мероприятия:

• Регулярные совещания с подчиненными. Встречи с подчиненными, находящимися на одну, две ступени ниже должны быть частью стратегии компании.

• Web­общение, чаты и форумы, микроблоги.

• Работа на передней линии. Руководителям полезно несколько дней в год поработать на кассе или постоять за стойкой консуль­танта.

• Походы в ближайший магазин. Они позволят встретить там подчиненных и пообщаться в неформальной обстановке.

• Обратное наставничество. Речь идет об общении с более молодыми подчиненными. Кроме того, можно взять советника на 10 лет моложе себя. Это позволит руководителю понимать интересы и стремления следующих поколений.

II. Комплексная работа

Любая, даже рутинная, работа должна быть частью какого­то проекта. При работе над проектом люди вовлечены в процесс гораздо сильнее, соответственно, и КПД такой работы выше. Для этого потребуется определить:

• конкретную цель работы;

• крайние сроки;

• исполнителя и ответственное лицо.

III. Полномочия

Существует ряд функций, дублируемых на разных уровнях. Это приводит к разногласиям и напряженности. Поэтому необходимо делегирование полномочий. То есть для руководителя имеет смысл отказаться от ряда функций, если их уже выполняет подчиненный. Можно представить, что через несколько лет этих функций не будет вовсе, а сейчас подчиненные тренируются, выполняя их. Одним словом, функции не должны дублироваться между руководителем и специалистом.

Безусловно, хороший управленец периодически сам нуждается в консультациях и помощи. Но если он нашел общий язык с подчиненными, понимает их стремления и разделяет их, у него есть все шансы на успех.

Источники: Business Strategy Review Темы: HRM , Лидерство


Возврат к списку


Скидка 10% при оплате до 15 декабря 2015
Пройдя обучение до конца, чувствуешь, что научился "летать". Но при этом понимаешь, что разучился "ходить". Полный текст
Гаврилов Иван Генеральный директор
Управление проектами AFW
Подписка на новости