Версия для слабовидящих
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ - ЧТО ЭТО?

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ - ЧТО ЭТО?

Busines model experimet.jpgРеферат статьи Джозефа Синфилда, Эдварда Колдера, Бернарда МакКоннелла и Стива Колсона

Бизнес­модель, в широком смысле, представляет собой систему способов ведения коммерческой деятельности компании. На основе бизнес­модели формируется стратегия компании. В состав бизнес­модели входят финансовая, организационная, маркетинговая, производственная модели, модели снабжения, сбыта, логистики и т.д.

Грамотно составленная бизнес­модель содержит в себе ответы на следующие вопросы:

• Кто наша целевая аудитория?

• Какую потребность целевой аудитории мы удовлетворяем?

• Какие решения мы предлагаем для удовлетворения этой потребности?

• Как клиентам получить доступ к нашим предложениям?

• Какую роль будет играть наш бизнес в предоставлении предложения?

• Каким образом наш бизнес будет приносить прибыль?

Преимущественно, ответы на эти вопросы являются фиксированными. Однако авторы представленной статьи предлагают варьировать варианты ответов.

Целью статьи авторы поставили демонстрацию способности компании выявлять несколько альтернативных бизнес­моделей. Это позволяет компании не работать в рамках одной и постоянной бизнес­модели. Такой подход к ведению бизнеса является важнейшим инструментом для обеспечения роста компании. Он позволяет прогнозировать развитие рынка, зарабатывать на новых технологиях, идеях клиента и т.д.

Предлагаемый подход основывается на исследованиях, проводимых в течение последних двадцати лет, включая четыре года полевых работ в компаниях из различных сфер деятельности (Kennametal, Infineum, Johnson & Johnson, P & G, Medtronic и др.). В ходе этих работ проведены глубинные интервью с клиентами, основанные на первичных маркетинговых исследованиях; определены приоритеты деятельности; исследован рынок; запущены пилотные бизнес­проекты и т.д. В результате установлено, что традиционно компании используют три возможных пути развития компании:

1. Вложение средств в развитие продукта;

2. Выявление скрытых потребностей потребителя;

3. Разработка стратегии роста и выхода на новые рынки.

Каждый их перечисленных путей является весьма затратным. Развитие продукта, его совершенствование требует привлечения серьезных финансовых ресурсов, в частности, в НИОКР.

Для второго пути характерны затраты на обеспечение устойчивых коммуникаций между производственным отделом и отделом сбыта. Как следствие, хорошо должны быть налажены логистические каналы и цепи, а также обратная связь «потребитель­сбыт­производство».

В ходе завоевания новых рынков финансы направляются на слияние/поглощение, исследования, консалтинг и т.д.

Но, несмотря на устоявшиеся правила развития компаний, в последнее время все большую популярность приобретает так называемая «экспериментальная бизнес­модель», рост по которой планируется согласно методической экспертизе альтернативных бизнес­моделей. Формироваться данная модель должна в ходе «мысленных экспериментов», быстро и без существенных финансовых затрат. Процесс разработки экспериментальной бизнес­модели позволяет обнаружить конкурентов, снизить риск развития компании в неправильном направлении, а первоначальные инвестиции незначительны по сравнению с получаемой в будущем прибылью.

С чего начать?

Прежде всего, необходимо создать шаблон, состоящий из поставленных выше вопросов. Затем необходимо изучить и дать альтернативные ответы на эти вопросы. Последовательное комбинирование полученных ответов выявляет широкий круг альтернативных путей развития компании. Кроме того, каждый из вопросов может быть рассмотрен более подробно, что расширяет вариативность изучаемых бизнес­моделей.

Ограничение выбора

В ходе создания альтернативных бизнес­моделей станет понятно, что многие переменные совпадают, и модели, по сути своей, крайне близки. Таким образом, количество потенциальных бизнес­моделей, которые следует изучать более подробно, резко сокращается. Для изучения возможных вариантов по конкретному параметру, остальные переменные параметры можно «зафиксировать», сделав их постоянными для конкретного случая.

Уже сам процесс создания экспериментальных бизнес­моделей улучшает понимание того, где в данный момент находится компания, раздвигает рамки и предоставляет новые возможности развития. А результаты в конкретных случаях позволяют лучше понять потребности клиентов, рассмотреть свою продукцию под другим углом, изменить местоположение предприятия и т.д.

Подводя черту

В результате экспериментирования с бизнес­моделями достигаются следующие основные цели:

1. Формирование понимания результатов работы различных бизнес­моделей;

2. Определение наиболее ценных для себя и клиентов бизнес­моделей, рациональное распределение ресурсов;

3. Использование инновационных бизнес­моделей для максимальной реализации потенциала роста.

В заключение следует сказать, что грамотный стратег должен не забывать систематически искать и изучать альтернативные возможности продвижения компании и/или продукции на рынке, поскольку это позволяет компании сохранять и приумножать конкурентные преимущества.

Источники: MIT Sloan Management Review Темы: Стратегический арсенал


Возврат к списку


Скидка 10% при оплате до 15 декабря 2015
Замечательный курс, пользуюсь знаниями и навыками каждый день. Полный текст
Ситников Василий Delivery Manager
Управление проектами AFW
Подписка на новости