Бизнес и кто заинтересован в нем

Статья. Переход на новую этику отношений

FBLs.jpgБорис Федоров, ректор Открытой Школы Бизнеса.

Перемены – угрозы или возможности

В мире бизнеса  происходят серьезные перемены.  Многие рынки перестали расти, предложение товаров и услуг  превышает спрос на них. Возможности производства, созданные «на вырост»,  превышают реальные потребности бизнеса и остаются незадействованными.  Показатели деятельности перестали «автоматически» следовать  за ростом рынка.

Существенно уменьшается жизненный цикл товаров, know how,  технологий, увеличилась скорость «копирования» инноваций конкурентами.  Увеличивать скорость  и уменьшилась предсказуемость окружающей бизнес среды.  Практика и опыт, «работающие» ранее  становиться не такими уж надёжными инструментами.  Мало помогают уговоры с большей преданностью относиться к делу, работать с «огоньком», больше и лучше.   Не спасает и теории, разработанные в эпоху растущих рынков, а новые теории  не всегда успевает за изменениями, которые происходят в жизни. 

Большая турбулентность внешней среды и  большое количество факторов, одновременно влияющих на бизнес, усложняют  принятие решений, сбивают «ориентиры»  создают иллюзию неразберихи и  хаоса.  Во многих отраслях будущее бизнеса полностью зависит от способности бизнеса  быть «гибким»  и «сообразительным» в эпоху перемен.

 В мирской суете, зачастую,  предприниматели «делегируют» часть задач «функциям управления», которые,  специально создаются в системе управления бизнесом.  При этом предполагается, что «функционал» будет выполнять функции, предписанные ему, при любых обстоятельствах.  В принципе такой подход работает,  когда «функционал» успевает отслеживать изменения и адаптироваться к ним.  Однако, адаптация всегда происходит с запаздыванием и периодически возникают ситуации, когда предприниматель понимает, что  «так больше жить нельзя» и затевает «перестройку бизнеса»  - пытается провести изменения.  При этом «вспоминает», что «функции» выполняют люди и изменения неизбежно требуют социального взаимодействия. Уговоры, насилие и «мотивация» позволяют сгладить и частично устранить социальные проблемы, вызвать у людей «энтузиазм», заменить желаемую многими лояльность и приверженность на вовлеченность и инициативность.  В конечном итоге,  такое  социальное  взаимодействие предпринимателя и людей, выполняющих функции управления  позволяет установить более напряженные планы и  создать предпосылки для реализации этих планов.

В сложившихся условиях, конечно, можно продолжать действовать также терпеливо ожидая, что трудное время пройдёт и  все само «успокоится».   И все же, имеет смысл обратить внимание, что  технологии, это и  управленческие решения, и новые методы управления,  и  новые технологии доступа к рынкам и работы на рынках.  Традиционно предприниматель  - это агент изменений в экономике. Открывая новые рынки и создавая новые способы производства пещей,  они двигают экономику вперед. Однако, никто не может подманить предпринимателя  в еще одной роли – создателя технологии управления. Предприниматели не способные управлять адекватно реальным условиям неизбежно «теряют» свой бизнес.  Как бы жестко это не «звучало» - «управление причина – остальное следствия и последствия» .

Чтобы управление было успешным необходимо  понимать « куда рулить» и «как рулить».   В условиях неопределенности помочь может выявление основных тенденций развития.  При этом, хорошо бы не упускать из виду, что управлять можно тем, что поддается управлению, а это прежне всего бизнес, а не его внешнее окружение.

Бизнес и кто заинтересован в нем

Что бы бизнес был успешном, в бизнесе и результатах его деятельности должны быть заинтересованы люди, группы людей, организации  - «заинтересованные стороны» (ЗС) . Если в бизнесе заинтересован один предприниматель – бизнесу сложного быть «жизнеспособным».   При традиционном взгляде, основное внимание концентрировалось на продукте и потребителе.   Конечно, это важно и если этого достаточно и бизнес процветает – отлично. Если – нет модель успешного бизнеса обязательно должна  учитывать интересы всех ЗС, способных оказать влияние на него.  Обычно,  полностью удовлетворить все интересы всех ЗС не представляется возможным – «пряников сладких всегда не хватает на всех».  В то же время  необходимо, как минимум не выходить из зоны толерантности интересов ЗС. 

Если планов «громадье» не реализуется, хорошо бы обратить внимание,   что очень важные «функции» выполняют люди. Эти люди – «внутренняя» ЗС. Эти люди заинтересованы  в бизнесе? А в развитии бизнеса? 

Много говорят о целях бизнеса,  забывая при этом, что бизнес  – это, прежде всего люди.  А интересы этих людей каковы?  Какие цели они преследуют?  Если единственный интерес  деньги и «конкурент»  предложит больше – все  стройными рядами к нему?

Сколько разговоров о том, что люди – основной ресурс организации, а что реально кроме разговоров?  До сих пор  существует «функция» - управление человеческими ресурсами.   Человеческие ресурсы – это люди, и/или ресурсы людей – их знания и умения?  Являются ли знания и умения людей «активом»  для развития бизнеса? Или знания и умения людей дорогостоящий «пассив» подлежащий «структуризации?  Интересно, кто должен управлять ресурсами?

 Предприниматели, которые первыми смогут создать технологию, позволяющую результативно, эффективно, использовать внутренние ресурсы – ресурсы людей, получат очень серьезные конкурентные преимущества.   Производительность труда  - один из основных  показателей.  Производительность в смысле реальной полезности, а не «занятости».   Что бы человек мог созидательно участвовать в развитии бизнеса он  должен знать, что делать, уметь это делать  и, что не маловажно, хотеть это делать.  

Взаимоотношения собственников.

Способности бизнеса и  его конкурентные преимущества,  зависят от того, как ресурсы преобразуется в полезные результаты.  Все большее внимание начинают обращать  на технологию управления ресурсами.   Традиционно преобразование ресурсов в продукты – это «функция» производства.  Ресурсы, необходимые для производства традиционно закупаются на внешнем рынке, относительно границы бизнеса.  В индустриальную эпоху  использовались технологии, которые не требовали очень обученных людей, и людей на рынке труда было достаточно.  Работодатели не очень были обременены обучением людей производству требовалась «рабочая сила».  Постепенно технологии усложнялись, а рынки труда истощались?

В настоящие время уже имеются отрасли,  в  которых  цена средств производства, принадлежащих собственнику бизнеса, соизмерима, а иногда и дешевле, оплаты труда  - оплаты использования знаний и умений наемных работников.  Часто  владелец бизнеса в большей степени зависим от наемных работников, владельцев  уникальных знаний и  умений, чем наемные работники от работодателя.  Особую роль начинает играть не формальный контракт, оформленный в соответствии с Трудовым Кодексом, а неформальный и психологические контракты.  Ситуация затрагивает и отрасли, которые обустроены более «традиционно. Рынок труда часто бывает «общим» для разных отраслей.     

Переход на «новую» систему отношений происходит весьма болезненно. Работодатели не очень охотно вкладываются в «развитие персонала» - высок риск увольнения. Сами сотрудники не всегда  понимают, что то, что они знают и умнеют – это их собственность. Встают в позицию «мне это не надо».   Система подготовки и переподготовки кадров зачастую не знает и не понимает потребности бизнеса.   Да и сам «бизнес»  иногда не в состоянии сформулировать требования к компетентности – знаниям, пониманию и умению людей.  

Однако, тенденция такова: собственники бизнеса и собственники знаний и умений, важных и нужных для развития бизнеса,  начинают  устанавливать  принципиально иные взаимоотношения,  основанные, в первую очередь,  на иной этике отношений, позволяющей обеспечить вовлеченность в развитие бизнеса. Бизнес, находящийся в жестких конкурентных условиях  вынужден использовать, в качестве критериев, не только «экономичность», используется: «результативность», «эффективность» и этичность.  

Развитые страны уже сравнительно давно «переболели»  и «перестроили» систему взаимоотношений.  У нас этот процесс идет с запозданием и вызывает сильное сопротивление.  Еще очень сильна «традиция» и вера в «командиров производства», знающих и умеющих построить  «правильный  «механизм» управления. Еще нет понимания, что те,  кто владеет компетентностями, действительно нужными для развития бизнеса,  уже не хотят быть «винтиками»  «механизма» управления.   Эти люди востребованы на рынке труда теми, кто понимает их ценность,   и их мало беспокоит что-то непонимание.           

Любой бизнес уникален,  и его уникальность связана не только  с технологией производства продукта,  на бизнес  в не меньшей степени влияет используемая  бизнес моделью и технология управления.    

Темы: Стратегия , HRM , Лидерство


Возврат к списку


Управление проектами AFW
Без сомнения, обучение открыло мне двери для  новой позиции,  иначе меня бы даже не рассматривали. Полный текст
Sim Mark Global Strategic Account Director
Программа для думающих о развитии своей компании
Подписка на новости
Скидка 10% при оплате до 15 декабря 2015