ИСКУССТВО ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ

ИСКУССТВО ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ

help.jpgРеферат статьи Норы Клавер (Nora Klaver, The Art of Asking for Help)
Как часто вам встречались случаи, когда людям, казалось бы, была очень нужна помощь, но они по каким-то причинам отказывались от нее до самого последнего момента, пока не было уже слишком поздно. Или воспринимали обращение за помощью как самые крайние меры. Согласно исследованию, проведенному автором статьи в 2007 году в Чикаго, 44% опрошенных руководителей утверждают, что они никогда бы не обратились за помощью за исключением тех случаев, когда иного выхода уже нет. Более того, 70% респондентов признались, что «хотели обратиться за помощью на прошлой неделе, но не сделали этого». Автор статьи выделяет некоторые возможные последствия такого поведения:
• рост издержек;
• снижение эффективности командной работы;
• общее снижение производительности;
• ограничение других в развитии; • ослабление связей между членами команды;
• ожидания, далекие от реальности;
• снижение доверия.

Обращение за помощью – это последнее, что многие из нас хотят делать. Вместо этого мы пытаемся работать с двойным усердием, засиживаемся на работе допоздна, а в результате, когда у нас ничего не получается, мы прибегаем к последней возможности – обращаемся за помощью. И все же, почему мы так оттягиваем этот момент, почему ждем так долго? Независимость – это примета времени, в наши дни обращение за помощью воспринимается как негативно окрашенный поступок. Но причина, говорит автор статьи, кроется несколько глубже. Это – страх. Разные страхи мешают нам обратиться за помощью.

Во-первых, страх отстранения. Он связан со страхом отказа, но гораздо глубже его. Мы все боимся отлучения от семьи, друзей, работы. В голове человека отказ в помощи ассоциируется с неприятием самого человека и отлучением его от коллектива, с потерей работы.

Второй очень серьезный наш страх – это страх признать поражение и потерять контроль над ситуацией. Многие руководители привыкли держать под контролем не только результат работы, но и сам процесс. И если они обратятся за помощью к своей команде, им неизбежно придется ослабить контроль. Также многие руководители боятся и не хотят быть обязанными кому-то чем-то, что тоже является причиной их молчания, когда им нужна помощь.

И последний страх – это стыд, страх выглядеть слабым, некомпетентным руководителем. Более 55% опрошенных автором в ходе упомянутого выше исследования руководителей отметили, что боятся этого.
Автор подчеркивает, что отказываясь от помощи, мы, наоборот, воплощаем все наши страхи в жизнь. Что можно сделать для того, чтобы избежать такой плачевной ситуации? Необходимо создать в компании атмосферу взаимовыручки. Как это сделать?

Автор статьи дает свои рекомендации:

1. Посмотрите на помощь в другом ракурсе.
Автор предлагает провести лингвистический анализ английского слова «help» («помощь»). Как выяснилось, у него очень мало синонимов. Все это происходит потому, что людям настолько не нравится использовать это слово, что нет нужды придумывать к нему синонимы. На самом же деле слово «помощь» – это очень сильное слово, оно вызывает у окружающих эмоции доброты, симпатии, сопереживания. Оно говорит, что вы открыты для окружающих. Те, кто просит о помощи, трезво оценивают свои возможности и открыты для советов и помощи команды. Необходимо донести эту мысль до коллектива, ведь чем комфортнее мы себя чувствуем, прося о помощи, тем более благосклонны к нам будут окружающие.

2. Вознаграждайте обращения за помощью.
Во многих компаниях существует традиция отмечать как успехи, так и поражения. Такой же принцип должен быть применим и в рассматриваемой ситуации. Вознаграждайте не только тех, кто помог, но и тех, кто обратился за помощью. На собраниях говорите о том, что та помощь, которая нужна определенному человеку, нужна и всей команде, отмечайте храбрость людей, решившихся обратится за помощью.

3. Культивируйте атмосферу небезразличия.
Научите людей быть внимательными к окружающим. Обращайте внимание, когда кто-то выглядит усталым или изможденным, следите за количеством больничных или отгулов. Расспрашивайте работников об их состоянии и вслушивайтесь в ответы. Совпадают ли эмоции и слова? Если человек говорит, что захвачен и восторжен предстоящим проектом, но при этом в его голосе вы слышите усталость и отстраненность, то мы имеем дело с невысказанной потребностью в помощи.

4. Посчитайте цену отказа от просьбы о помощи.
В следующий раз, когда кто-то будет тянуть с просьбой о помощи до последнего, посчитайте, чего это будет стоить компании и поделитесь данными с коллегами. Постарайтесь донести до них, что чем дольше они будут тянуть, тем дороже это обойдется компании.

5. Следите за собой.
Вспомните, когда к вам в последний раз обращались за помощью. Как вы отреагировали? Помогли ли вы человеку? А может быть, вы его наказали? Вы, как лидер, должны подавать пример, поэтому будьте честны с собой и, если необходимо, измените свое поведение согласно новой идеологии.

6. Сделайте помощь темой собраний.
Внесите соответствующий пункт «просьбы о помощи» в повестку дня на совещании. Научитесь относиться к этому как к нормальному явлению и научите остальных.

7. Спланируйте помощь.
Разберитесь, какая именно помощь вам нужна, подумайте, как донести это до окружающих. Напишите на листочке, что вам требуется и пусть каждый, кто хочет помочь напишет, что он может сделать. Разберитесь с вашим помощником, когда именно он должен помогать, чем именно, и когда ему стоит остановиться.

8. Посмейтесь над собой.
Очень часто бывает, что проблема, с которой работник не может справиться, не очень серьезная, но в его глазах из-за страха она приобретает колоссальные размеры. Это ухудшает ситуацию и осложняет задачу. Не бойтесь посмеяться над собой и над своей проблемой и люди к вам потянутся.

9. Будьте командой, а не конкурентами.
Это сделает вас гораздо сильнее. Более дружелюбная обстановка в компании и атмосфера взаимовыручки, несомненно, поможет вашему бизнесу пойти в гору. Если вы создадите такую атмосферу в своей компании, то сможете избежать ситуаций, когда приходится решать серьезные проблемы в последний момент. Вы станете настоящей командой, единым целым. Темы: HRM , Лидерство


Возврат к списку


Новая программа для руководителей
Даются инструменты, с помощью которых можно объяснить, доказать, рассказать более вдумчиво, почему то или иное правильно, важно, нужно сделать. Полный текст
Колин Алексей директор филиала СПБ
Программы для реального сектора
Инструменты мотивации
Тренинг для тренеров