Какие мы on-line

Какие мы on-line

icons_p42.jpgРеферат статьи Чол Ри, Дж. Лоуренс Сандерс и Натали Симпсон

Интернет в корне изменил общение людей. Если изначально Сеть создавалась как удобная платформа для хранения и распространения информации, то сегодня возможности ее использования значительно расширились. Интернет стал важным средством не только коммуникации, но и социализации. Поиск подходящего местопребывания в сети и «вселение» отнимает у людей довольно много сил и времени; чтобы стать членом определенного виртуального ресурса, необходимо пройти регистрацию, тщательно заполнить анкету, приспособиться к новым условиям. Потраченные время и усилия удерживают людей в данном виртуальном пространстве. Чем больше времени человек проводит в определенной сети, тем сложнее ему переключиться на другую.

Основной целью различных Web 2.0 приложений является удержание своих пользователей, которое невозможно без понимания психологической динамики поведения в сети. Авторы статьи подчеркивают: находясь в сети, в виртуальном пространстве, люди часто начинают вести себя по-иному по сравнению с их поведением в реальном мире. Соответственно, коммуникационные подходы, хорошо работающие в реальной жизни, могут оказаться неэффективными.



Виртуальное эго и персона (онлайн-имидж)

Эго – это центральный элемент личности человека, все его сознательные мысли и действия определяются и контролируются его эго. Термин «персона» относится к образу, который мы себе создаем при взаимодействии с внешним миром, как маска, которую «надевает» актер, готовясь к исполнению определенной роли. Персона является тем преставлением нашей личности, которое мы создаем для окружающих, это, по сути, наш имидж в рамках определенной социальной группы. Таким образом, персона выполняет посредническую функцию, связывая эго человека и других людей, все остальные получают представление о личности человека через создаваемую им персону. Такое представление используется, когда речь идет о взаимодействии с реальным миром.

Однако на сегодняшний день значительный процент населения проводит много времени в сети, представляющей собой набор весьма своеобразных социумов со своими правилами и нюансами поведения участников. Авторы статьи утверждают, что такие люди обладают неким виртуальным эго, ориентированным на онлайн-сообщества, что подразумевает и существование виртуальной личности и персоны (онлайн-имиджа). Авторы обращают внимание на некоторые отличия от того, что наблюдается в реальном мире.

Во-первых, личность в реальном мире формируется на основе телесного самосознания, онлайн-личность – с опорой на некое виртуальное альтер-эго (выражаемом, например, в аватаре и имени пользователя). Во-вторых, персона человека в реальном мире зависит и от его эго, и от окружающей обстановки, виртуальный имидж зависит в большей степени от виртуального эго, чем от обстановки. Наконец, уровень самосознания для виртуальной личности может быть как очень высок, так и очень низок, в то время как в отношении реальной личности он обычно остается на высоком уровне.

Виртуальное эго существует обычно лишь в виртуальном мире и не дает о себе знать в реальном. Чем сильнее разрыв между реальным и виртуальным эго, тем более вероятно и оправдано существование последнего. Однако, если виртуальное эго практически не проявляется в реальном мире, что понятно и объяснимо, то возможна ли обратная ситуация, то есть невмешательство реального эго в виртуальное поведение человека?

В своем исследовании авторы провели сравнительный анализ уровней развития реального и виртуального эго участников испытания (359 человек). Исследование показало, что уровень развития реального эго далеко не всегда соответствует уровню развития виртуального. Если человек обладает зрелым эго в реальной жизни, то его виртуальное эго скорее будет менее развито, а если его реальное эго характеризует слабое развитие, то весьма вероятно, что он будет обладать развитым виртуальным эго. Таким образом, говорят авторы, виртуальное эго может отличаться от реального в значительной степени и, по сути, реальное эго может быть не активно, когда человек находится в онлайне.

Результаты этого исследования подразумевают, что пользователи, отличающиеся довольно спокойным и сознательным поведением в реальной жизни, в сети могут совершать необдуманные поступки и демонстрировать импульсивное поведение. Те же, кто в реальной жизни ведет себя импульсивно, могут в виртуальном мире оказаться совершенно спокойными людьми. Темы: Технологии


Возврат к списку


Новая программа для руководителей
Мы очень интенсивно работаем над программами развития навыков сотрудников, повышения их компетентности. Полный текст
Каменецкий Владимир Генеральный директор
Программы для реального сектора
Инструменты мотивации
Подписка на новости
Тренинг для тренеров