Версия для слабовидящих
Обучение практикующего менеджера

Обучение практикующего менеджера

Obuchenie 2.jpgРеферат статьи Джонатана Гослинга и Генри Минцберга (Jonathan Gosling, Henry Mintzberg, Management Education as it Both Matter)

В своей статье Джонатан Гослинг и Генри Минцберг предлагают вниманию читателей принципы, призванные помочь бизнес-образованию превратиться из набора бестелесных теоретических фактов в помощника работающего менеджера. Успех в ведении управленческой деятельности – лучшая базовая квалификация для получения управленческого образования. Иными словами, для успешного прохождения обучения студент уже должен иметь достаточно большой опыт успешного управления (по крайней мере, настолько успешного, чтобы иметь возможность позволить себе этот курс). Этот фактор нам предлагают учитывать и при формировании групп.

На сегодняшний день большинство программ МВА призвано в корне изменить мировоззрение студента. Но не все программы рассчитаны на использование реального рабочего опыта студентов в процессе обучения, так как этот опыт, зачастую, просто не согласуется с тем, чему их учат. Однако, чисто теоретическое знание, не подкрепленное примерами и практикой, трудно усваивается, и тем более быстро забывается, и, в итоге, создатели учебных программ вынуждены придумывать новые и вновь использовать старые модельные ситуации, которые, к сожалению, зачастую весьма далеки от того, с чем студенту приходится сталкиваться в реальной жизни.

Авторы статьи предлагают кардинальное решение этой проблемы: в процессе обучения можно и нужно использовать тот опыт, который уже накоплен студентами. Многие MBA программы в Великобритании простроены следующим образом: занятия проводятся отдельными блоками, учебные задачи и материалы распространяются через интернет, образовательный процесс подкреплен регулярными и достаточно частыми (примерно раз в неделю) встречами с тьютором. Такой подход авторы называют «близким обучением», но не потому, что оно проходит близко к преподавателю, а наоборот, оно близко студенту, так как позволяет вплести учебный процесс в ежедневную рабочую среду менеджера.

Авторы подчеркивают важность согласованности предлагаемого менеджеру учебного материала с его реальными рабочими интересами и задачами. Но для постоянного поддержания этого равновесия, менеджер должен продолжать работать в течение всего процесса обучения. Так решается не только проблема недостатка примеров. За счет того, что на занятиях обсуждаются реальные задачи его сегодняшней рабочей деятельности, менеджер имеет возможность применять получаемые теоретические знания на практике прямо во время обучения.

Во-первых, это положительно и моментально сказывается на качестве управления в его предприятии.

Во-вторых, применяя свои знания на практике, он решает одни задачи и перед ним появляются другие, которые он в свою очередь может использовать на теоретических занятиях.

Постоянно используя примеры собственной рабочей деятельности, студент не переписывает все свои знания набело, как будто он раньше ничем и не управлял, а постоянно их совершенствует. Студент постоянно заинтересован тем, чем он занят в процессе обучения, так как это напрямую связано с его рабочими интересами. Такой метод обучения не добавляет менеджеру работы к работе, а, наоборот, дает ему возможность перенести его рабочие задачи в класс, где он может подойти к их решению в спокойной и вдумчивой атмосфере.

Авторы сравнивают теоретические знания с нитками, а опыт – с тканевой основой. Гибкая и сильная теория в таком случае представляется крепкой нитью, натянутой на ткацком станке. Однако ее саму нельзя ни связать, ни надеть. Только после вплетения нити образования в основу опыта мы получаем прочную ткань знания. Очевидно, что для реализации этих идей надо изменить больше, чем просто дать студентам возможность работать в течение курса.

Авторы весьма точно выражают основную беду современного бизнес-образования: проблема не в его недостатке, а в его переизбытке. Статья предлагает совершенно другую модель, где во главу всего ставится задача научить студента думать. Сам процесс размышления делится здесь на две части: процесс воспоминания, т.е. поиска старых и возможно незаслуженно забытых идей, и процесс их переосмысления. Организация этого мыслительного процесса может быть следующей: сначала каждый участник получает возможность вспомнить и переосмыслить самостоятельно, сконцентрировав внимание на себе самом. Затем следует вторая и самая важная часть – обсуждение в группе. Завершает процесс презентация. Дискуссия в небольших группах является основной единицей представленной авторами модели образования.

Для этого выделяется целый ряд причин:

• Идеи каждого отдельно взятого человека бывают неточными, решения – не совсем удачными. В процессе обсуждения в кругу людей с похожими задачами и интересами, решения отшлифовываются, а идеи фильтруются, в результате чего остается все только самое лучшее.

• Для менеджера очень важно быть способным воспринимать происходящее с нескольких разных точек зрения. Маловероятно, что такому расширению мировоззрения может эффективно содействовать соответствующая лекция, и при этом не возникает сомнений, что лучший тренинг для достижения этой цели – это обсуждение своих мыслей и взглядов с другими людьми (в частности, с представителями других компаний).

• Совместное обсуждение своих задач, предложение решений, вопросы и ответы помогают очень активному обмену опытом. Но, не смотря на то, что так много в этой системе зависит от студента, роль тьютора весьма и весьма значительна.

Преподаватель, по мнению авторов, должен быть не над группой, а внутри группы, должен разделять интересы и стремления своих студентов, помогать им размышлять и осмыслять, поддерживать все, даже самые неожиданные решения.Не забывают авторы и про такую принципиальную деталь, как архитектура помещений. Замечая, что при стандартном расположении столов в виде вытянутой буквы U участники даже не видят всех своих коллег, не говоря уже об активном сотрудничестве и обмене идеями, нам предлагают расстановку столов в виде «запятых». То есть, в комнате ставится несколько небольших круглых столов, за которыми организуются небольшие дискуссионные группы.Последним сложным вопросом, на котором подробно останавливаются авторы статьи, является вопрос выделения времени для размышлений. В некоторых программах время размышление/лекция поделено в соотношении как минимум 50:50. Другим решением представляется составление очень гибкого графика занятий.

И в заключение статьи авторами приводится самый последний и самый изящный довод в защиту своей идеи: если управление – это процесс принятия решений, основанный на происходящем в данную минуту и секунду, то как может бизнес-образование быть строгим, академичным и заранее спланированным до мелочей? Бизнес-образование – это практика, поддержанная теорией. Темы: Персона , Развитие персонала


Возврат к списку


Даются инструменты, с помощью которых можно объяснить, доказать, рассказать более вдумчиво, почему то или иное правильно, важно, нужно сделать. Полный текст
Колин Алексей директор филиала СПБ
Подписка на новости