ИССЛЕДОВАНИЯ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО МАКСИМУМУ

ИССЛЕДОВАНИЯ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО МАКСИМУМУ

Information.jpgРеферат статьи Гордона А. Винера (Gordon A.Wyner, Data Preservation)

Восполнение пропущенных данных часто становится проблемой при проведении исследований разных типов, не исключая маркетинговые. Небрежное отношение к этому этапу подготовки данных к обработке может привести к существенному искажению получаемой на выходе картинки, стать причиной недостоверности результатов. То есть, полученное в итоге представление об интересующих исследователя/заказчика взаимосвязях (например, при изучении потребительского поведения) может оказаться неадекватным. К этой проблеме обращается автор статьи.Каждый, кто хоть раз проводил исследования, в основе которых лежат результаты опросов, сталкивался с тем, что многие респонденты дают ответы не на все вопросы.

Это затрудняет проведение точного анализа полученных данных. В зависимости от конкретной ситуации то, как исследователь отнесется к таким «белым пятнам», по-разному скажется на достоверности конечного результата обработки собранных данных. Некорректное решение проблемы пропущенных данных может привести к критически неточным и неадекватным результатам. В целом, обобщая, можно выделить два основных подхода к обработке недополученных данных. Первый заключается в удалении из дальнейшего рассмотрения всех ответов каждого из респондентов, пропустивших хотя бы один вопрос. В тех случаях, когда опрос состоит всего из нескольких вопросов, и/или процент не полностью заполненных анкет достаточно низок (около 10%), этот подход весьма эффективен и позволяет получить достоверные результаты. Однако если респондентам предлагалось ответить на несколько десятков (или сотен) вопросов, некоторые из которых, возможно, вызывали предсказуемые затруднения (например, вопрос о доходе), и процент опрошенных, пропустивших часть ответов, велик, этот метод ведет к заметной и зачастую неоправданной потере данных, которая, в свою очередь, становится одной из причин некорректных выводов. В такой ситуации значительно более эффективными оказываются рациональные попытки восполнить пропущенные данные, то есть не удалять имеющуюся у нас, пусть даже не совсем полную, но все же весьма ценную информацию, а стараться максимально эффективно ее обработать.

Существует множество методов восполнения пропущенных данных (заполнения «белых пятен»), обычно основывающихся на усреднении имеющихся ответов других респондентов на ¬вопросы, по которым имеются пропуски. Эти действия усложняет, например, необходимость учитывать такие социальные черты опрошенных, как пол, возраст, социальная группа, образование и многое другое. Важность аккуратного учета таких факторов наглядно видна из упомянутого выше примера с пропусками в графе «Доход»: обычно этот пункт пропускают люди с очень низким или очень высоким заработком, и приписывать им среднестатистический доход – значит терять часто принципиально важные крайние значения. На самом деле, методов восполнения пропущенных данных на сегодняшний день разработано изрядное количество, однако подбор наиболее адекватного в каждой конкретной ситуации остается существенной проблемой. Автор подчеркивает, что распространение и расширение охвата, глобализация исследований заставляет все более пристально относиться к обозначенной выше проблеме. Можно выделить три важных тенденции в развитии исследований, делающих вопрос восполнения пропущенных данных все более релевантным:

• Расширение перечня используемых способов сбора данных, в частности, проведения опросов, интенсивное использование сети интернет не только в качестве средства коммуникации с респондентами, но и как прямого источника информации;

• Интеграция различных баз данных;

• «Глобализация» исследований, попытки сопоставить разнообразные данные, выявить глубокие взаимосвязи. Темы: Маркетинг


Возврат к списку


Новая программа для руководителей
«Знания становятся действительно знаниями только после того, как передашь их другим». Полный текст
Вайнберг Олег Директор по развитию
Программы для реального сектора
Инструменты мотивации
Подписка на новости
Тренинг для тренеров