Макроэкономические показатели и информационная экономика

Макроэкономические показатели и информационная экономика

economics information.jpgРеферат статьи Эрика Бринджолфсона и Адама Сондерса

Сегодняшний мир – мир информационной экономики, где далеко не всегда можно адекватно применить те меры, механизмы и законы, которые подходят для экономики индустриальной. Авторы представленной статьи обращают внимание на особенности расчета важного макроэкономического показателя – внутреннего валового продукта – в новых условиях. Здесь следует отметить тот факт, что авторы опираются на данные по расчетам ВВП США и сведениям касательно информационного рынка этой страны. Что, однако, не отменяет возможности экстраполяции выделенных ими тенденций на другие развитые и развивающиеся экономики, особенно, если учесть интенсивную глобализацию и рост проникновения информационных и коммуникационных систем.
Ассортимент и объемы информационных услуг растут значительными темпами – это очевидно. Трансформируются носители и меняются способы распространения информации и, соответственно, форматы информационных продуктов (СМИ, аудио и видеорынки, рынок ПО, коммуникационных услуг и т.д. перемещаются в Интернет). Однако, как указывают авторы статьи, информационный сектор экономики США сегодня отвечает за 4% ВВП, как и 25 лет назад.
Причина проста. Происходит виртуализация информационных услуг, которой сопутствует заметное снижение стоимости многих информационных продуктов. Не говоря уже о том, что доступ в интернет делает бесплатным получение некоторой информации, которая ранее имела стоимость (ярким примером являются электронные энциклопедии). ВВП учитывает стоимость продуктов, но не их ценность, и это становится особенно очевидно в рамках информационной экономики. Как отмечают авторы статьи, «парадокс информационной эпохи состоит в том, что мы знаем об источниках ценности в экономике меньше, чем 25 лет назад. ВВП является более точным показателем ценности в отраслях промышленной эпохи (industrial-age industries), таких как сталелитейное производство или автомобилестроение, чем в информационных отраслях, и может не отражать большую часть ценности информационных продуктов».
Решение обозначенной проблемы авторы видят в применении альтернативных показателей, основанных на измерении ценности продукта, что, по их мнению, поможет более адекватно оценить вклад инновационных продуктов в экономику. При выборе инструмента измерения ценности предлагают ориентироваться на так называемый излишек потребителя – это разница между максимальной приемлемой для покупателя ценой продукта и реально оплачиваемой ценой (дополнительная полезность). Авторы признают сложность формирования четких правил определения величины потребительского излишка, но выражают уверенность в возможности преодоления этого препятствия. Положительный момент состоит в том, что для многих виртуализованных услуг известны их цены при использовании иных носителей информации и способов ее передачи. Это, возможно, отчасти облегчит задачу.
Важный урок информационной экономики авторы статьи видят в подтверждении мнения, что для потребителя ценность продукта может существенно отличаться от монетарной оценки его стоимости. Темы: Технологии , Инновации , Стратегический арсенал


Возврат к списку


Дизайн мышление в бизнесе
Без сомнения, обучение открыло мне двери для  новой позиции,  иначе меня бы даже не рассматривали. Полный текст
Sim Mark Global Strategic Account Director
Регистрация на программу MBA
Программы для реального сектора
Подписка на семианры