Эффективные коммуникации: создание общего смысла

Эффективные коммуникации: создание общего смысла

0442_henry_mintzberg.jpgРеферат статьи Гейл Т. Фэрхерст

К сожалению, говорит автор представленной статьи, сегодня многие лидеры не придают должного значения коммуникации с сотрудниками, считают ее чем­-то само собой разумеющимся. Автор говорит о необходимости отойти от представления, что коммуникация — это просто передача сообщения. Коммуникация, по его мнению, — это совместное создание смысла.

Такой подход к коммуникации предполагает, что самым важным, однако недооцененным, коммуникационным навыком лидера является навык определять рамки проблемы. Этот навык подразумевает умение определять суть, тип проблемы и связанные с ней задачи. Когда лидер общается с кем­-либо через призму своего представления о рамках «сложившейся здесь и сейчас ситуации», он придает форму реальности.

Что влияет на правильное восприятие реальной ситуации лидером? Во-­первых, лидеры организаций часто сами создают ситуации, на которые им приходится впоследствии реагировать. Однако большинство лидеров скорее согласятся с этим утверждением в отношении окружающих, но не в отношении себя. В психологии этот эффект называется фундаментальной ошибкой атрибуции — мы воспринимаем наше поведение как результат воздействия конкретной ситуации, а поведение окружающих как осознанный выбор, который позволяет определить качества личности. Во­-вторых, лидеры управляют смыслом, они становятся лидерами, потому что обладают способностью преобразовывать неопределенность в картину реальной ситуации, устанавливая при этом смысловую связь с окружающими.

Но секрет эффективной коммуникации лидера заключается не только в правильной интерпретации неопределенности, существуют еще три не менее важных критерия:

I. Определение временных рамок. Для лидера очень важно адекватно оценивать момент, понимать, чего конкретно и когда от него ждут окружающие и действовать соответственно этому пониманию.

II. Определение задач и типа проблемы. Существует три основных типа проблем, с которыми сталкиваются лидеры:

1) серьезные, опасные проблемы (самые трудные для определения, запутанные и сложные в решении),

2) бытовые, несерьезные трудности (не обязательно простые в решении, но имеющие стандартные пути разрешения), и

3) кризисы.

Для каждого типа проблемы необходимо применять различный стиль управления. При решении проблем, связанных с кризисом, наиболее эффективны руководители, отличающиеся достаточно авторитарным стилем руководства, так как они смогут работать и находить ответы в условиях хаоса. Руководители­-менеджеры лучше всего справляются с решением рутинных проблем, поскольку они ориентированы на процесс и выполнение задач. Лидеры же идеально подходят для решения сложных, запутанных задач, так как они умеют правильно направлять диалог и формировать правильные связи, чтобы наиболее эффективно решать проблемы.

III. Понимание проблемы «очевидных вещей». Лидеры и менеджеры организации слишком часто не уделяют должного внимания элементам взаимодействия, которые кажутся рутинными, тривиальными. Речь идет про встраивание видения, этического кодекса и инициатив по изменениям в работу организации.

Так, часто в ситуациях неопределенности или при возникновении дилеммы никто не обращается к видению организации, которое должно становиться источником критериев принятия решений. Также, далеко не все осознают, что видение может и должно развиваться, а не раз и навсегда зафиксировано, это продукт диалога внутри организации.

То же самое касается и инициатив, связанных с проведением изменений — руководители слишком часто упускают из виду сомнения, которые высказывают их сотрудники, или свои собственные сомнения, либо забывают поделиться с сотрудниками своим энтузиазмом по поводу изменений, полагая, что положительный потенциал очевиден и для персонала.

Кодекс поведения часто забывают прочно связывать с приоритетами организации, что вызывает общее чувство некоторого диссонанса.

Наконец, слишком часто забывают о таком важном элементе, как время на размышления, которое воспринимается как роскошь. В результате многие моменты, важные для точного и адекватного понимания окружающей обстановки, складывающихся ситуаций и развития событий, просто оказываются за пределами системы координат, в которой сотрудники и лидеры воспринимают действительность. Темы: HRM , Лидерство


Возврат к списку


Новая программа для руководителей
Даются инструменты, с помощью которых можно объяснить, доказать, рассказать более вдумчиво, почему то или иное правильно, важно, нужно сделать. Полный текст
Колин Алексей директор филиала СПБ
Программы для реального сектора
Инструменты мотивации
Подписка на новости
Тренинг для тренеров